Рождение ребёнка — самое радостное событие в жизни каждой мамы. Маленький человечек прижимается к маминой груди и беспомощно елозит ручками по воздуху… В этот момент счастливые родители ещё не задумываются о том, что ожидает их в ближайшие несколько лет. За это время из маленького комочка счастья сформируется уникальная личность. И именно от родителей зависит, каким человеком станет их ребёнок.
Содержание статьи
Психология детей до года
Поведение детей в первые месяцы жизни вполне предсказуемо. Они плачут, если хотят кушать, испытывают боль или дискомфорт. Малыши пока не имеют возможности пользоваться всем спектром эмоций, например, проявлять гнев, разочарование, страх. Для них эти чувства пока расплывчаты, и они рефлекторно отвечают на любое неудобство плачем.
О том, как родителям реагировать на плач, идут постоянные споры. Приверженцы традиционной теории утверждают, что если ребёнок сухой и накормленный, но всё равно плачет, его нужно оставить одного, пока не успокоится сам. Таким образом, из него вырастет самостоятельный человек. Более поздние книги по детской психологии опровергают этот метод. В них советуют не оставлять кричащего ребёнка в одиночестве, а наоборот постараться его успокоить, прижав к себе. Обосновано это тем, что ребёнок в течение девяти месяцев находился в непосредственной близости с мамой, и ему нужно примерно столько же времени, чтобы адаптироваться к новым условиям.
По поводу того, где должен спать ребёнок — с мамой или отдельно в кроватке — также нет единого мнения. Но если малыш спит отдельно от мамы, то спокойного сна не видать ни одному из них. А вот, если ребёнок во время сна согрет маминым теплом и имеет возможность в любое время воспользоваться грудью, нервная система обоих будет намного крепче. Но, тем не менее, рано или поздно ребёнка все-таки придётся приучать спать отдельно от мамы. Поэтому, выбирать один из двух подходов нужно в зависимости от конкретной ситуации.
Мамин голос и запах младенцы узнают уже в двухмесячном возрасте, а вот отличать её от других людей визуально они начинают только после пяти месяцев. Детская возрастная психология утверждает, что в этот период папу и маму дети воспринимают по-разному: папу как игрушку, а маму как человека, который о них заботится. Дети в этом возрасте хоть и не понимают слов, но хорошо реагируют на интонацию голоса, поэтому кричать и выяснять отношения при ребёнке ни в коем случае нельзя.
Психология детей от 1 до 3-х лет
После одного года ребёнок уже имеет больше возможностей для познания окружающего мира. Он очень любознателен и наблюдателен. Причём эти наблюдения касаются не только явлений, происходящих в его окружении, но и реакции взрослых на его действия. Ребёнок в этом возрасте уже понимает, что если он заплачет, то мама обязательно пожалеет. Дети активно пользуются этими наблюдениями в своих целях.
Если реагировать на все эмоциональные вспышки ребёнка, он очень быстро поймёт, что таким образом может добиться всего, чего захочет. Лучшим решением в этой ситуации будет игнорирование его капризов. К тому же, малыша 1–2 лет очень легко отвлечь. Если он начинает плакать, когда мама не даёт ему поиграть с телефоном, можно быстро переключить его внимание на яркую игрушку. Правда, это не всегда срабатывает, поэтому родителям лучше запастись терпением и не поддаваться желанию исполнить все желания бьющегося в истерике карапуза.
В этот период ребёнка обычно отучают от груди и приучают к горшку. Оба эти процесса могут сильно повлиять на психику ребёнка. Особенно деликатно нужно относиться к процессу приучения ребёнка «ходить на горшок». Если слишком сильно давить на малыша и кричать на него за то, что он никак не привыкнет к новому порядку вещей, это может нанести ему психологическую травму. Есть мнение, что жадность развивается у человека именно в этом возрасте, если родители слишком настойчиво требуют «покакать».
Распространённой ошибкой родителей является запугивание маленьких детей, чтобы они не лезли туда, куда не нужно. Разношёрстные «бабайки»не дают потом детям спокойно спать, а с возрастом, страх перед Бабкой Ёжкой, которая притаилась в тёмном уголке, может перерасти в боязнь темноты. Детям 1–2 лет нужно чувствовать себя в безопасности, чтобы вырасти бесстрашными и уверенными в себе людьми.
Любознательность ребёнка также стоит поощрять, ведь так он узнаёт окружающий мир. Отмахиваться от бесконечных «почему?» ни в коем случае нельзя. Так он может навсегда потерять интерес к знаниям. Лучше запастись терпением и кучей энциклопедий, чтобы объяснить малышу, «почему трава зелёная».
У детей 2,5-3-х лет начинает развиваться самосознание. Они уже узнают себя в зеркале, прислушиваются, когда о них говорят, называют себя по имени. В это время начинает формироваться их самооценка, малыши вплотную подходят к периоду, который детская психология окрестила «кризис3-х лет».
Психология детей 3–4 лет
Психология детства называет этот период кризисным потому, что в это время происходит переход ребёнка от раннего детского возраста к дошкольному. Характерные черты кризиса 3-х лет подробно описал Л. С. Выготский.
Согласно его теории существует семь основных характеристик этого явления:
- негативизм — проявляется в острой негативной реакции на все просьбы или запреты взрослых;
- упрямство — настаивание на своём даже, если ребёнок не уверен в своей правоте или ему это не нужно;
- строптивость — стремление идти против правил;
- своеволие — желание делать всё по-своему;
- протест-бунт — постоянная конфронтация с родителями;
- обесценивание — изменение интересов и привязанностей;
- деспотизм — попытки навязать свои правила окружающим.
Эти характеристики очень похожи на поведение подростков в переходном возрасте. И это неудивительно. Ведь оба периода ознаменованы началом и завершением формирования человека, как личности.
У некоторых детей кризис 3-х лет проходит очень бурно, у других — он менее выражен. Но это случается с каждым ребёнком. Поэтому родителям остаётся только смириться и в очередной раз запастись терпением. Но можно попробовать облегчить свою участь, перенаправив бурлящую энергию малыша в другое русло, например, увлечь его танцами, спортом или рисованием. Это поможет и усмирить ребёнка, и развить его таланты. Кроме того, никогда не помешают разные отвлекающие предметы, которые всегда должны находиться под рукой: любимая игрушка, мамины идеи устных игр или поощрений и т. д. Кризис 3-х лет обычно длится на протяжении нескольких месяцев, а затем ребёнок переходит в стадию дошкольного возраста.
Психология детей дошкольного возраста
Дети после четырёх лет становятся менее активными. Маме уже не нужно следить за ребёнком каждую секунду, она может спокойно заниматься своими делами, пока её чадо сосредоточенно рисует или раскладывает игрушки. Дети в этом возрасте более сосредоточенные, а их мозг отличается повышенной восприимчивостью к новым знаниям. Поэтому в этот период нужно начинать учить ребёнка читать, считать и писать. Также рекомендуется отдать его в спортивную секцию, на танцы, пение, или в кружок изобразительного искусства. Это поможет выявить наклонности и таланты ребёнка и вовремя их развить.
Вместе с тем некоторые родители начинают переживать о психическом состоянии своего малыша, и спешат показать его специалисту. Их беспокоит пессимистический настрой и закрытость детей. Детский психотерапевт в этой ситуации может посоветовать лишь уделять больше времени общению с ребёнком, так как чаще всего именно недостаток родительского участия вызывает грусть и пассивность в детях.
Проблемы детей прекрасно раскрывает психология детского рисунка. Когда малыша просят нарисовать свою семью, он на бумаге высказывает всё то, что не может сказать лично. Например, если ребёнок нарисовал всех, кроме папы, или изобразил его в стороне от всех остальных, значит, у малыша есть какая-то обида на отца. А если на общем семейном портрете отсутствует сам «автор», значит, ребёнок не видит себя членом семьи, считает, что он никому не нужен. Детские рисунки можно использовать как подсказку не только дипломированным психологам, но и обычным родителям.
Психология воспитания детей настаивает на том, что именно от родителей зависит первичное формирование самооценки ребёнка. Если мама и папа будут регулярно хвалить своего малыша, отмечать его успехи, говорить, какой он красивый, послушный, умный и т. д., у ребёнка появятся все шансы стать уверенным в себе человеком.
Психология детей младшего школьного возраста
Психологическое состояние детей младшего школьного возраста относительно стабильно, единственное потрясение, которое может его нарушить —поход в первый класс. Большинство детей довольно легко вливаются в новый коллектив, особенно, если некоторых из своих одноклассников они знали ранее по детскому саду или кружкам самодеятельности.
Но некоторых ребят ожидают серьёзные испытания. Особенно это касается первоклашек с заниженной самооценкой. Они стесняются отвечать перед всем классом, чувствуют себя неуверенно в общении со сверстниками и учителями, и нередко попадают в неловкие ситуации. Дети, как известно, могут быть очень жестокими, и один фатальный поступок может испортить малышу отношения с коллективом на долгое время. Родителям нужно внимательно следить за настроением ребёнка, если он не хочет идти в школу, значит, у него какие-то проблемы с одноклассниками, и нужно помочь ему их преодолеть.
Некоторые родители требуют от своего ребёнка только отличных оценок, и жестоко наказывают даже за средние баллы. Это развивает у малыша страх перед ошибками, что непременно скажется на его взрослой жизни. Не все дети могут стать круглыми отличниками, и родителям нужно смириться с тем, что ребёнок немного «не дотягивает». Это вовсе не значит, что он станет неудачником, просто какая-то сфера наук ему даётся лучше, а какая-то хуже.
На любом этапе развития ребёнка ему крайне необходима поддержка и любовь родителей. Только тогда он вырастет счастливым и уверенным в себе человеком. Без этого даже самые прогрессивные педагогические приёмы будут малоэффективными.