Встретились две давних знакомых, и потихоньку зашел у них разговор о детях. А если точнее, об их грамотности и умственных способностях. Одна говорила, что ее сын уже с трех лет знал все буквы и умел складывать их в слоги, а с пяти лет успешно читает целые слова. Вторая же, наоборот, уповала на то, что уже не знает,как научить ребенка читать. Мама умного сына захотела поделиться своими знаниями и научить бедную знакомую, с чего надо начинать. И вот, что она ей рассказала:
Содержание статьи
Как правильно учить ребенка читать
- Не нужно обращать внимание на тех, кто живет под лозунгом – «Чем раньше, тем лучше». Ну, как приучить ребенка читать, если он к этому еще не готов. Это все равно, что заставлять человека нырять, если он еще не умеет плавать. Многие твердят, что нужно начинать с трех лет, а то и с двух. Это возможно, если ребенок сам просит прочитать какое-то слово, интересуется о его значении и спрашивает, как произносится та или иная буква. Но если инициатива исходит лишь от родителя, то начинать рано.
- Итак, прошло время и ребенок готов приступать к занятиям. Для начала нужно познакомиться с буквами. Да, именно познакомиться, заучивать их, нет надобности. Ребенок запомнит каждую во время чтения. Произносить буквы нужно не как этому учат в школе (К – Ка, С – Эс), а как они слышатся (Л – Лэ, Р – Рэ). В противном случае придется думать, как отучить ребенка читать – Эл, вместо Лэ.
- Научив произносить буквы звуками, можно приниматься к заучиванию гласных. Почему именно гласных? Потому что как ни крути, они произносятся одинаково во всех словах. Кроха их запомнит достаточно быстро, тем более гласных всего восемь. Помогут в запоминании карточки. Можно нарисовать самостоятельно, а можно найти в интернете и распечатать. Повесить их на виду и играючи повторять время от времени.
- После того, как гласные выучены, пора переходить к чтению по слогам. Для составления слогов лучше выбирать самые простые и давно знакомые ребенку звуки. Те буквы и слова, которые он произносит чаще всего: Ма Ма, Па Па, Де Да, Ба Ба, Ка Ша. Не нужно писать слоги через тире, это только затормозит чтение, и чадо будет то и дело спотыкаться об него. Здесь также будут уместны карточки в виде веселых картинок. Например, вагоны паровозиков и на каждом из них один слог. Главное, чтобы было интересно и выглядело как игра. Занятия должны быть короткими, не больше 15 минут, иначе у ребенка совсем пропадет желание читать. Для малыша это интеллектуальный труд, который дается непросто. Иногда буквы совсем не хотят складываться в слоги, и он начинает выдумывать то, чего нет. Если такое происходит, лучше прекратить занятия или сделать небольшой перерыв.
- После того, как ребенок освоил несколько слогов и научился читать Ма Ма, Па Па, Ба Ба, можно добавлять какой-то новый. Новых букв должно быть немного, лучше меньше, но качественнее научить ребенка. Как только чтение по слогам начнет удаваться с легкостью и даже новые пары воспринимаются легко, приходит время к более сложным словам. К таким, где слог закрытый, т. е оканчивается на согласную: дом, гром, шум, звон.
- Затем можно приступать к предложениям из двух слов. Но только надо подобрать самые простые и знакомые для ребенка.
- Маша ела
- Мама мыла
- Дед читает
- Баба вяжет
Так ребенок научится не только читать, но и понимать смысл прочитанного. Если он без труда справляется с простыми предложениями, нелишним будет добавить третье слово (Маша ела быстро, дед читает книгу и т. д.).
На этом этапе стоит избегать длинных слов, сначала нужно научить читать без запинок простые. А когда и длинные слова начнут даваться без особого труда, можно считать, что ребенок научился читать. Возможно и так, но чтение интересно только тогда, когда понятен смысл. Поэтому для начала подойдут самые простые книжки, желательно с картинками, поясняющими суть написанного.
Вывод
Оказывается, научить свое сокровище чтению не так уж и сложно. Когда каждый этап имеет четкую грань, перестает возникать вопрос, как учить ребенка читать. Рассказ подошел к концу, пора начинать произносить буквы с крохой.