Психологи утверждают, что возрастные кризисы у детей – это необходимая мера для взросления личности человека. Резкие психологические изменения длятся непродолжительное время, максимально могут растянуться до одного года.
Если говорить про форму и длительность, то здесь необходимо учесть индивидуальные особенности ребенка. Точно так же можно с уверенностью заявить, что острота кризиса зависит от социальных условий. Однако, мнения психологов по поводу полезности кризисных явлений разнятся. Одни утверждают, что кризисы возрастного развития – это аномалии, оставляющие шрамы на неокрепшей детской психике. Другие, наоборот, уверены, что кризисы — это неотвратимая закономерность, которая позволяет сознанию перейти на новую ступень развития.
Если говорить о кризисах с практической точки зрения, можно отметить закономерность их проявления. Ребенок может резко изменить привычные для всех характерные черты, а может начать плавно, перейти в развитие и также незаметно закончиться. Иногда эти изменения проявляются очень бурно. Самый пик кризиса наступает в середине периода. Заметить кризис не сложно. Меняется характер. Ребенок становится раздражительным, его не устраивает привычный расклад жизни, появляются проблемы с воспитанием. Конфликты, вспышки агрессии, необоснованные капризы. Подросшие дети теряют интерес к школьным занятиям, что ведет за собой снижение успеваемости.
Содержание статьи
Кризисы до 3 лет
В нем разделяют три периода: новорожденный, до 1 года и до 3 лет. Первый период самый физиологичный. Ребенок из внутриутробного мира попадает в мир воздуха и ему приходится приспосабливаться к новым условиям, что очень даже не просто. Кризисы детского возраста легко объяснимы.
Кризис 1 года проявляется в повышении самостоятельности, осознании мира с положения стоя. Начинается развитие речи и понимание слов взрослых. Появление автономной речи, а так же начало ее ситуативной расстановки.
Трехлетний кризис — это первый серьезный этап между ранним детством и дошкольником. Первый поход в садик рушит мир ребенка. Теперь он не является эпицентром событий, и ему приходится учиться взаимодействовать с себе подобными самостоятельно, без поддержки мамы и папы. Здесь можно столкнуться с тем, что ребенок начинает «показывать характер» или привлекать к себе внимание капризами.
Основные черты кризиса нежного возраста:
- Упрямство;
- Желание сделать все наоборот;
- Строптивость;
- Негативизм;
- Отрицание ранее любимых вещей и игрушек;
- Ревность к братьям и сестрам.
Кризис 7 лет
Ярко проявляется в возрасте от 6 до 8 лет, другими словами, приходит вместе со становлением ребенка на путь школьника. Теперь в его целях главным образом стоит выполнение поставленных задач. Переоценка ценностей – важный момент в становлении личности. Теперь для него доступны новые эмоции – переживания. Имея перед собой цель – получать хорошие отметки, он претерпевает неудачи и успехи, что, конечно же, отражается на его характере. Все эти действия провоцируют появление в ребенке таких чувств, как самолюбие, неполноценность задетой собственной значимости, исключительности. Новые чувственные познания дают ребенку возможность проникнуться логикой чувств.
Все это неизбежно приведет к тому, что у ребенка появится личная, внутренняя жизнь. Теперь ему необходимо «подружить» внешнего «Я» с «Я» внутренним. Сейчас он в состоянии оценить, к чему приведет тот или иной поступок, что последует за принятым решением в далекой перспективе.
Кризис 11-15 лет
Кризис подросткового возраста основывается на физическом и физиологическом развитии. Смесь гормонов половых и гормонов роста приводит к интенсивному развитию. Появление вторичных половых признаков усиливает влияние кризисной ситуации. Слишком быстрое изменение физических данных может привести к ослаблению сердечно-сосудистой системы, неполному функционированию легких и кислородному голоданию мозга. Отсюда можно сделать вывод, что постоянный перепад настроения и нестабильный эмоциональный фон – проделки внутренних органов.
Новые эмоции усиливают половое влечение. Происходит процесс полового созревания. Теперь ребенок добавляет в копилку своих знаний взрослые эмоции любви и физического желания.
Нередко ребенок вдруг начинает придираться к собственной внешности. Ему кажется, что у него большие проблемы, и он не востребован среди противоположного пола из-за этого изъяна. Особенно подобным эмоциям подвержены дети с поздним физиологическим развитием. Позднее созревание может посеять комплексы в психике.
Кризис 15-17 лет
Переход из детства во взрослую жизнь не всегда проходит гладко. Смена привычной школьной жизни переживается подростками очень тяжело. Дело в том, что теперь на них лежит большой груз ответственности. Они обязаны сдать экзамены, выбрать профессию, показать чего они добились за период школьного возраста и, к тому же, оправдать ожидания родных и близких.
Все эти факторы невероятно давят на психику ребенка, поэтому психологический дискомфорт может привести к обострению старых заболеваний, появлению головных болей, гастрита и недугов нервной системы.
Смена учебного заведения, окружения, иногда города тяжело переживается молодым человеком, поэтому ему требуется поддержка родных. Для выхода из непростой ситуации необходимо, чтобы к этому моменту у ребенка уже была сформирована адекватная самоуверенность и чувство компетентности.
Таким образом, возрастные кризисы в психологии имеют как физические, так и физиологические признаки, поэтому относитесь к своим детям лояльнее и поддержите их в непростые для них времена.