Давно известно о том, что игра является основной деятельностью для ребенка. Именно в процессе игры дети разного возраста приобретают новые навыки, осваивают различные социальные роли, многое узнают об окружающей жизни. Взрослым необходимо ориентироваться в таком понятии, как психология игры, ведь именно в ходе игрового процесса в значительной степени формируется детская психика. Во время игры происходит подготовка маленького человека к более высокой ступени развития.
Содержание статьи
Разновидности игры и проявления эмоций ребенка в его игровом поведении
Для поведения детей в процессе любой игры характерна определенная иерархичность. Подрастающий человек постепенно осваивает новые варианты игр, не забывая в то же время об уже известных ему. Малыш незаметно для себя применяет весь арсенал имеющихся у него игровых средств в связи с требованиями той игровой среды, в которой он находится в конкретный момент.
Специалисты, занимающиеся исследованиями в этой области, определили несколько вариантов игр. Одну из самых распространенных классификаций составил известный ученый Д.Б.Эльконин. По его системе существует манипулятивная, ролевая, символическая игры, присутствует и игра по правилам. Зная «Психологию игры» Эльконина, родители и педагоги смогут определить, какую форму игры предпочитает ребенок и в зависимости от этого сделать выводы о некоторых особенностях его внутреннего мира.
Детская игротерапия
Игра для малыша является не только излюбленным занятием, но и центральным видом его деятельности. Именно в игре ребенок проявляет свои способности, умения, знания об окружающем мире. Обучение детей происходит в первую очередь в игровой форме, посредством игры маленький человек взаимодействует с другими людьми и приобретает первые социальные навыки. Возникшие негативные ощущения малыш также естественным образом выражает в процессе игры.
Сегодня нередко применяется игровая психотерапия, с помощью которой человек достигает психологического комфорта, прибегая к игровой деятельности. Игровую терапию справедливо считают весьма эффективным методом в процессе коррекции малышей с различными особенностями психики, хотя она и не рекомендуется в случаях аутизма либо неконтактной шизофрении.
Игротерапия станет отличным помощником для ребенка при травме, обусловленной напряженной ситуацией в семье либо разводом родителей. С помощью игры дети нередко решают проблемы, связанные с трудностями в учебе. Игровая терапия успешно применяется к ребенку, отличающемуся агрессивным поведением либо повышенной тревожностью. В случае наличия фобий или страхов, специалист помогает малышу избавиться от них с помощью соответствующих игр. Игротерапия способствует развитию детей при определенной умственной отсталости или задержках в психическом развитии.
Выбирая игровую терапию для конкретного маленького человека, профессионал должен учитывать цели работы с пациентом и то, как такая терапия в действительности сказывается на ребенке. Определить эффективность игротерапии можно исходя из того, как развиваются коммуникационные потребности малыша, увеличивается ли у него стремление к контактам с окружающими, наблюдается ли положительная динамика в интеллектуальном развитии. Каждый случай индивидуален, техники игровой терапии в значительной степени зависят от интуиции специалиста.