Для полноценного формирования и адаптации в обществе любого человека огромное значение имеет эмоционально-волевая сфера личности. Существенная роль эмоций в жизни давно доказана.
Под волей понимается способность индивидуума сознательно регулировать свою деятельность и поступки. При рождении человек еще не обладает этим качеством, маленький ребенок действует интуитивно, опираясь на инстинкты, сила воли вырабатывается впоследствии, с появлением определенного житейского опыта. Человек не только познает и изучает окружающий мир, он пытается каким-либо образом приспособить его под собственные интересы и потребности. Именно в этом и заключаются волевые поступки, являющиеся в жизни весьма значимыми характеристиками.
Содержание статьи
Свойства волевой области индивидуума
В целом, действия, носящие волевой характер, подразделяются на две большие группы. К первой из них принадлежат простые, не требующие от человека существенного вложения сил и организации внутренних резервов. А сложные поступки обычно включают в себя некоторую концентрацию эмоций, упорство, настойчивость, умение держать себя в руках. Для осуществления подобных действий эмоциональная сфера личности уже должна быть подготовлена и настроена определенным образом.
Волевой акт является достаточно сложной структурой, в которую входят несколько составляющих. К ним относятся предпосылки, импульс, способ совершения поступка, принятие решения исходя из всех существующих факторов и выполнение поставленной задачи.
Этапы, включенные в развитие области эмоций и воли
Сфера эмоций и силы воли любого человека развивается довольно сложным путем, на нее влияют самые разные факторы существования личности. К числу внешних раздражителей принадлежат условия, в которых живет подрастающий человек, а к внутренним — генетические характеристики, наследственность. Специалисты давно сделали вывод о том, что эмоциональная сфера личности претерпевает изменения с рождения ребенка и до того, как он превращается в подростка, такое развитие включает в себя несколько конкретных этапов.
До достижения малышом трехлетия на первом месте находится соматовегетативный тип, любые негативные реакции ребенок проявляет возбудимостью и нервозностью. От 3 до 7 лет для эмоциональной сферы характерен психомоторный тип реакций, маленький человек нередко становится в оппозицию к взрослым, отрицает любое их утверждение, именно в этот период у него закладывается способность испытывать чувство страха.
От 7 до 11 лет мальчику или девочке присущи повышенная впечатлительность и тревожность восприятия всего окружающего. В это время постепенно формируется самооценка подрастающего индивидуума, складываются такие волевые качества, как склонность к самостоятельности, стремление к цели, желание отстаивать собственное мнение. Начиная с 12 и до 15 лет, взрослеющий человек чрезвычайно конфликтен, обидчив, ему кажется, что родители и друзья недостаточно его ценят, не прислушиваются к его мнению. Подросток обычно неуравновешен, в этом возрасте для него наиболее проблематична адаптация к окружающей жизни.
Завершающим этапом развития сферы эмоций личности принято считать период от 16 до 18 лет. У человека в указанном возрасте четко проявляются навыки преодоления сложных ситуаций, выдержка, способность самостоятельно принимать решения и отстаивать их, к 18 годам можно говорить о том, что волевые черты характера уже полностью сформировались.
Нередко даже у взрослых людей проявляются нарушения эмоционально волевой сферы, показателями которых являются неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, неумение построить отношения с людьми, чрезмерная импульсивность. Если человек не может сам справиться с подобными проблемами, ему стоит проконсультироваться у специалиста.