Для современного человека жизненно важно быть гармонично развитым во всех сферах, только в таком случае он сможет полноценно реализовать свои способности и возможности и чувствовать себя при этом по-настоящему счастливым. Существенное место в уровне развития любого человека играет физическая культура личности, следует не только регулярно уделять время спортивным упражнениям, но и понимать, какие цели при этом преследуются. Если у индивидуума правильно сформирована мотивация к физкультурным занятиям, то они всегда будут приносить ему и огромное эмоциональное удовлетворение помимо несомненной пользы для общего состояния здоровья.
Содержание статьи
Мотивационно-ценностная составляющая физической культуры
Физическая культура человека представляет собой целостную систему из ряда элементов, значимой составляющей в ней является мотивационно-ценностный компонент, отражающий отношение личности к физкультуре. Именно эта часть физической культуры включает в себя соответствующие знания, мотивы, убеждение человека в том, что ему необходимо заниматься спортом и придерживаться правильного, здорового образа жизни.
Личность, в мировоззрении которой присутствуют ценности физической культуры, стремится, прежде всего, познать себя в этой области, понять, какими именно физическими данными обладает либо не обладает индивидуум, сравнить свои возможности с возможностями других людей. В результате изучения самого себя и формируется человеческая самооценка, на которой строятся различные честолюбивые стремления.
Человек сам решает, что он может делать уже сегодня, а чего способен достичь впоследствии, если будет прилагать должные усилия. Очень важно ставить перед собой только адекватные цели исходя из своих объективных возможностей. При заниженном уровне притязаний индивидуум никогда не перешагнет определенного порога умений и навыков, а при чрезмерно завышенной самооценке и потребности в успехе человек в ряде случаев разочаровывается, теряет веру в свои силы и всякую мотивацию к спортивным тренировкам.
Возможные цели занятий физической культурой
Личность, для которой постоянные физические упражнения становятся нормой жизни, должна обязательно определить для себя цель физической культуры, осознавать, зачем именно стоит тратить на такие занятия время и силы. Распространенным мотивом для регулярных тренировок является стремление к совершенствованию своего тела, приобретению красивой фигуры, для молодых людей, детей и подростков в особенности важно, как их внешний вид и телосложение оценивают товарищи. Постоянные насмешки над излишним весом или физической слабостью могут послужить поводом для решения взять себя в руки и путем постоянных упражнений измениться.
Нередко человек включается в спортивную деятельность из солидарности с друзьями, из нежелания отставать от них. Случается, что тренировки играют роль эмоциональной разрядки, психологического отдыха, во время таких занятий индивидуум просто морально расслабляется. Важным мотивом может стать потребность в самоутверждении, стремление быть в определенной сфере самым лучшим, находиться благодаря этому в центре внимания.
Проводя самоанализ урока по физической культуре, педагог должен сделать выводы о том, достигло ли прошедшее занятие поставленных предварительно целей, все ли учащиеся принимали в происходящем достаточно активное участие. Если ученик не уверен в себе, считает, что не справится даже с несложными физическими упражнениями и боится насмешек сверстников, преподавателю следует обратить на него особое внимание и постепенно включить в общий процесс физкультурных занятий.
Сегодня нет сомнений в том, что физическая культура непременно обязана присутствовать в жизни людей. Однако каждому индивидууму следует четко осознавать, какие цели он ставит перед собой, посещая спортзал или упражняясь дома. При сильной мотивации к спорту и правильном режиме тренировок результаты будут существенно выше, при этом человек станет получать несомненное моральное удовлетворение от занятий.