Становление личности происходит в ходе непростого взаимодействия
с социумом, природой, техникой и технологиями, с материальными и духовными ценностями. Формирование и развитие личности осуществляется в процессе этого взаимодействия. В личности осуществляется интеграция органических, социальных и психических качеств, развивающихся в совокупности и взаимовлиянии.
Содержание статьи
О факторах формирования личности
В процессе становления личности решающую роль играют:
— генетика;
-физическое окружение. Различные природные условия формирует различные черты людей. Самый яркий пример — отличия жителей гор и степей от жителей джунглей. Влияние природной среды сказывается на изменениях в структуре личности;
— культурное воздействие;
— социум. Недостаточный уровень социализации индивида приводит к различным социальным отклонениям и конфликтам;
— влияние индивидуального опыта.
Влияние культуры на формирование личности
Между личностью и культурой наблюдается тесная взаимосвязь. Под воздействием культуры происходит формирование личности, личность же, в свою очередь, выступает создателем, двигателем и главной целью становления культуры. В зависимости от привитых человеку культурных ценностей формируются его личностное поведение. В культурно устойчивом обществе преданности культурным ценностям придается большое значение.
Через обращение к культуре происходит обогащение внутреннего мира человека. Культура «очеловечивает» инстинкты, присущие людям. Под влиянием культуры формируются интеллектуальность, нравственность, творческость личности. Разрушение культуры чревато деградацией человека.
Формирование личности ребенка
Иногда родители путают два понятия: «личности» и «индивидуальности» ребенка. Между тем, особенности характера ребенка, темперамент и т. д.
— все это относится к понятию «индивидуальность», которая воздействует на становление личности ребенка, но не определяет ее содержание.
Убедиться в сформированности личности ребенка можно по следующим признакам:
— малыш допускает употребление в речи личных местоимений;
— описывает себя, свои ощущения, рассказывает о трудностях, желаниях;
— у него наблюдается развитие навыков самоконтроля (закатывание истерики возможно при недоразвитии личности);
— малыш способен различить хорошее и плохое, сделать правильный выбор.
Ребенок становится личностью к двум годам. К этому времени он уже умеет говорить, думать.
К трехлетнему возрасту у него определяется самосознание, к 4–5 годам маленький человек осознает себя личностью, находящейся во взаимоотношении с окружающим его миром.
В современной психологии при воспитании ребенка до года предполагается обеспечение наибольшего благоприятствования созданию оптимальных условий для его общего развития. В этом возрасте нет смысла в чем-либо его ограничивать и морализировать. По достижении им однолетнего возраста ребенка нужно ознакомить с некоторыми нормами этики социальной жизни, но не следует ждать немедленного их усвоения (лучше убрать кошку, которую ребенок пытается дернуть за хвост)
Соблюдения норм следует ждать после достижения трех лет. Если в этом возрасте ребенок бьет детей или портит игрушки — это свидетельство его недостаточного воспитания или наличия психологической патологии.
О роли семьи в формировании личности ребенка
Семья должна позаботиться о правильном воспитании ребенка. Для того чтобы в будущем исключить проблемы в его отношениях с людьми, необходимо:
— формировать в ребенке адекватную самооценку. Для этого не нужно сравнивать его со сверстниками;
— поощрять коммуникацию. Следует обеспечить оптимальные условия для общения со сверстниками. Это необходимо для скорейшей социализации;
— уделять внимание воспитанию правильного отношения к другому полу;
. С 2 до 6 лет у ребенка формируется гендерное самоопределение и представление о взаимоотношениях мужчины и женщины. Следует приложить все усилия, чтобы воспитание этого аспекта происходило на личном примере родителей;
— знакомить с принципами этики и морали. Не следует этого откладывать «на потом». Несоответствие поведения ребенка общепринятым нормам чревато проблемами в общении и многочисленными конфликтами;
Вопрос о формировании и развитии личности является чрезвычайно важным и неоднозначным. Приверженцы различных концепций в психологии предоставляют его различные трактовки. В настоящий момент учеными не выработано единого мнения в дискуссии, какой из факторов является основным в формировании личности. Объединить разноречивые толки может утверждение об интегративном характере личности, в которой органическая, социальная и психическая составляющие развиваются в совокупности, взаимно влияя друг на друга.