Личностью не рождаются, ей становятся. Однако, одним из основных факторов, влияющих на формирование личности, является его биологическое наследие (особенности физиологии, образ жизни).
Личность формируется в обществе: происходит социализация, человек вырабатывает свои способы и методы удовлетворения первичных и вторичных потребностей. Процесс формирования не единичен: личность может формироваться всю жизнь. Но предпосылки формирования зарождаются в семье. Семья – один из основных общественных институтов, именно в семье человек растет, воспитывается и получает первые необходимые навыки – способность ходить, разговаривать.
Принято выделять несколько ступеней развития личности:
1. Первый год жизни человека. В это время он воспринимает мир глазами своих родителей, привыкает к окружающему миру. Будущая личность доверяет всем и каждому.
2. С двух до трех лет жизни. Человек учится разговаривать, читать, ходить. Он учится воспринимать мир самостоятельно, закладывает основу для формирования собственного мнения.
3. С трех до шести лет жизни. Человек начинает осознавать свою вину, проявлять инициативу: помогать маме по хозяйству, выполняя несложные поручения в виде мытья посуды.
4. С семи до двенадцати лет жизни. Большинство детей идет в школу, где его личность продолжает формироваться. Влияние на него оказывают новые лица: учителя, одноклассники. Человек, взаимодействуя с ними, понимает, что правильно, а что нет, начинает осознавать свои отличия от других. Он готов трудиться, но не всегда может смириться со своей непохожестью.
5. С двенадцати до восемнадцати лет. На этой стадии у человека складывается собственное мнение, которое он начинает высказывать. В это время молодые люди подвержены наиболее сильному влиянию со стороны: кумиров, более старших приятелей. Зарождаются субкультуры, молодые люди противопоставляют свои ценности ценностям взрослых.
6. С двадцати лет. Человек начинает вести активную половую жизнь, преодолевает изолированность других людей.
7. С тридцати до шестидесяти лет. Забота уже о собственном потомстве, передача им полезных навыков и умений.
8. После шестидесяти лет. Наступает полная удовлетворенность своей жизнью, воспитанием внуков, правнуков.
На каждом из этих этапов личность претерпевает ряд изменений, связанных с ее взглядами на внутренний и внешний миры. Новые черты сохраняются, наступает переход к следующей ступени и новые изменения.
Большое влияние на формирование культуры личности оказывает искусство, чувство прекрасного. Набор норм и ценностей, принятых культурой, является обязательным для соблюдения. Каждая личность должна проявлять толерантность по отношению к ценностям отличной культуры.
Личность впитывает в себя культурные ценности, преобразовывает их, открывает что-то новое. Человек учится общаться и контактировать с другими людьми, сотрудничать. Культура движется вперед, именно благодаря личности, ее знаниям и умениям.
Не всякого человека можно назвать личностью. Это понятие предполагает наличие индивидуальных черт и признаков. Человек обогащает свой внутренний духовный мир, формирует его, обращаясь к культуре. К деградации ведет разрушение культуры.
Содержание статьи
Формирование личности ребенка
Процесс формирования начинает в раннем детстве и может продолжаться всю жизнь. Он начинается, когда ребенок достигает способности понять себя (возраст, приблизительно внешность, эмоции, чувства).
Когда ребенок не устраивает истерики по поводу не купленной ему игрушки прилюдно при всем народе, можно говорить о его положительном развитии. Он начинает различать, что такое хорошо, а что — плохо, отказаться от своих сиюминутных желаний. Примерно к трем годам у ребенка появляется самосознание.
Роль семьи в формировании личности
Семья – это первые люди, которых встречает новорожденный, пусть он и не осознает этого с самого начала. На его развитие влияет атмосфера в доме, теплота отношений между членами семьи и их гостями.
Характер человека формируется именно в семье, а продолжает – в школе, втором по важности социальном институте. Чтобы получить желаемый результат, родители должны действовать сообща со школьными учителями, передавая детям свои знания и умения.
Все качества, приобретенные человеком в семье, сохраняются с ним на протяжении всей жизни. Семья дает основу для развития будущей личности, которая начинает закладываться с первых пор жизни ребенка. Семья воспитывает человека, создает и разрушает его мироощущение. У человека появляется его собственное «Я», он начинает высказывать собственное мнение и взгляды.
На ранних этапах семья – все для человека. Она его воспитывает, обучает, защищает и обеспечивает необходимыми благами. Вот почему любая личность начинает формироваться в семье.