Мотивационная сфера личности представляет собой совокупность потребностей, побуждающих человека к действию для их удовлетворения. Каждое действие осуществляется с определённой целью. В зависимости от образа жизни, социального статуса и условий существования люди преследуют те или иные цели. В свою очередь, каждая цель обоснована наличием определённой потребности у человека. Чтобы её удовлетворить, нужно совершить некоторые действия. Таким образом, поведение человека мотивируется совокупностью причин, побуждающих его к действию.
Содержание статьи
Структура потребностей человека
У каждого живого существа существуют определённые потребности. Человек — наиболее сложное существо на Земле, поэтому и структура его потребностей сложнее, чем у всех обитателей планеты. У человека существуют:
- естественные потребности;
- материальные потребности;
- социальные потребности;
- духовные потребности.
Естественные потребности у человека такие же, как у животных, и связаны с поддержанием жизнедеятельности. Это потребность в чистом воздухе, питье и т. д. Первоначально человек будет стремиться к удовлетворению именно этих потребностей. Вторые по важности — материальные потребности, то есть степень обеспеченности человека материальными благами, без которых невозможно представить сегодняшнее существование.
Далее идут социальные потребности, то есть необходимость чувствовать уважение окружающих, ощущать чувство собственного достоинства, собственную значимость.
Последняя по значимости — потребность в духовности. Это всё, что касается внутреннего мира человека — вера, духовность, саморазвитие и т. д.
Удовлетворив одну потребность, у человека сразу же появляется другая. Например, удовлетворив потребность в еде, у человека появляется потребность в развлечениях. Своевременное и полное удовлетворение потребностей вызывает у человека положительные эмоции, а невозможность это осуществить, наоборот, расстраивает и злит его.
Мотив и цель
Мотив в психологии — это совокупность целей, обосновывающих деятельность человека. Цели возникают в связи с необходимостью удовлетворения потребностей. В свою очередь мотивационная сфера личности — это совокупность мотивов, характеризующих поведение человека. Она характеризуется следующими особенностями:
- множественность мотивов;
- разнообразие целей;
- различные инструменты достижения одних и тех же целей разными людьми;
- иерархичное разделение мотивов, т. е. одни из них более важны для человека, чем другие;
- устойчивое существование мотивов, которые могут видоизменяться, но не исчезать после удовлетворения конкретной потребности.
Иначе говоря, мотивационная сфера личности выглядит следующим образом. У каждого человека существует несколько постоянных мотивов, подталкивающих его к достижению целей для удовлетворения своих потребностей. Разные люди могут совершенно по-разному добиваться одних и тех же целей. Какие-то мотивы для человека являются более важными, чем другие. Мотивы относительно постоянны и не исчезают после разового удовлетворения потребности.
Мотивы у человека появляются в зависимости от его образа жизни, социального положения, поведения окружающих людей, и даже могут зависеть от настроения человека. Но все они направлены на удовлетворение потребностей. Например, у человека, чей доход ниже среднего, не возникнет потребности в приобретении авто представительского класса, а вот у миллионера такая потребность вполне может возникнуть.
Социальная мотивация
Каждый человек является частью общества, поэтому социальная мотивация является неотъемлемым компонентом, влияющим на его поведение. Социальные потребности стоят на третьем месте после естественных и материальных потребностей. Естественно, что материальные блага нельзя ставить ниже простого социального одобрения. Но для человека очень важно чувствовать себя частью общества, получать знаки уважения и похвалу от других людей.
Социальная мотивация — важный инструмент управления людьми. Менеджеры используют его для повышения эффективности труда. Например, человек, которого похвалили, будет стремиться усовершенствовать свои навыки, чтобы получить одобрение от начальства. Во многих организациях есть доска почёта, на которую вывешивают фотографии лучших сотрудников. Это делается с целью показать, к чему нужно стремиться остальным. Хорошим мотивирующим методом является также вручение какого-нибудь знака отличия перед всем коллективом. Сегодня вовсе не обязательно собирать всех сотрудников в актовом зале, чтобы публично оказать дань уважения отличившемуся сотруднику. Достаточно просто разослать общийе-мейл по электронной почте.
Мотивация преступного поведения
Обратной стороной социальных потребностей человека является мотивация преступного поведения. Главным мотивом, которое провоцирует преступление, является самоутверждение. Другими мотивами, побуждающими к преступным действиям, являются самозащита, самооправдание, а также игровые и замещающие мотивы. Самозащита проявляется в потребности избавиться от источника угрозы, которой на самом деле может и не быть. Преступления, вызванные таким мотивом, как самооправдание, случаются по двум причинам:
- человек облагораживает свою роль в обществе, считая, что приносит пользу;
- не хочет признавать своей вины, так как считает, что поступить подобным образом его заставили сложившиеся обстоятельства.
Игровой мотив появляется у людей, которые получают наслаждение от самого процесса преступления, считая это увлекательной игрой. Замещающий мотив подразумевает потребность наказать или отомстить за что-то объекту ненависти, но из-за его недоступности «наказание» получают объекты,каким-то образом связанные с ним, но более доступные. Например, когда насильник хочет отомстить девушке, которая бросила его в школьные годы, но не имеет возможности это сделать, он находит другую особу женского пола и вымещает на ней свою агрессию.
Таким образом, все действия человека плохие или хорошие всегда совершаются благодаря мотивам, направленным на удовлетворение каких-то потребностей.