Наверное, каждому творческому человеку знакомо это потрясающее чувство: сейчас ты откроешь дверь, и в комнату ворвется счастье! Оно стоит за твоим порогом и ждет минуты, когда можно будет влететь, закружить, заполонить и расцветить собой весь внутренний и окружающий мир. Сердце стучит учащенно — радостно в предчувствии чего-то нового. Мозг настраивается на деловой лад, как-то подбирается, сосредотачивается. Куда бы ты ни смотрел, взгляд постоянно притягивается к самому главному — на письменном столе лежат белые листы, монитор сияет навстречу чистой страницей, приветливо мигая курсором. И ты рад, потому что сейчас подойдешь к столу и будешь творить. Психология творчества — так называется наука, которая изучает это феноменальное явление — волнение творческого человека в начале работы над новым произведением. В ее ведении —исследование процесса созидания человеком чего-то нового, оригинального: создания произведения искусств, научных открытий, изобретений, а также закономерности формирования и развития творческой личности.
Содержание статьи
Аспекты
В проблемном поле психологии творчества находятся факторы, являющиеся условием творческой активности человека: воображение, интуиция, мышление и др. Надо сказать, что, несмотря на богатство опыта в изучении обозначенных проблем, они продолжают оставаться большим вызовом для ученых, предлагая все новые и новые неизученные грани.
В основе раздела психологии творчества лежит соотношение между творческим процессом и продуктом творческой деятельности. Продукт является принадлежностью культуры, процесс — находится в ведении творческой личности. Соответственно основной коллизией данной науки является соотношение между исследованием психологии творческой личности и образцов ее творчества.
Жизнь и творчество
В обществе существует определенный стереотип представления о процессе творчества и творческих людях.
Считается, что заниматься творчеством —прерогатива исключительно так называемых «людей искусства». Между тем многие согласятся, что работа некоторых дворников и уборщиц гораздо больше соответствует определению «творчество», нежели творения некоторых художников. Совершенно не важно, чем вы занимаетесь, гораздо важнее — как вы это делаете.
По мнению философов, занимаясь творчеством, человек занимается делом, предназначенным ему Богом, принимая позицию обывателя и потребителя, то есть, восставая против творчества, он отрицает свою человеческую природу.
Чем люди творческие отличаются от нетворческих?
Итак, быть творцом — не значит обязательно принадлежать к когорте представителей «творческих» профессий. Не род деятельности является показателем творческости. Тогда что же?
Исследователи определили, что творческие личности отличаются от остального человечества 16 признаками:
1) потрясающая любознательность. Мир влечет творческого человека и манит, открывая все новые и новые тайны, показывая то, чего не могут подметить другие;
2) обыкновенные люди не любят проблем. Встреча с ними многими воспринимается, как настоящая драма, сопровождаемая вырыванием волос и поисками виноватого. Для творческого же человека столкнуться с проблемой — значит закатать рукава и приступить к поискам решений, причем выгодных для себя;
3)творческие люди коллекционируют интересные идеи, фиксируя их на любых доступных носителях информации;
4)для творческого человека любая непростая ситуация, требующая мобилизации сил и ума (конкурс, спор и т. д.) — праздник! Чем задача сложнее, тем для него лучше;
5) такой человек всегда полон энтузиазма. За что бы он ни брался, все делает с большим увлечением;
6) настойчивость — еще одно отличие творческого человека. Они готовы ждать, сколько угодно, когда другие будут готовы принять их идеи;
7) постоянное недовольство какими-нибудь обстоятельствами — для творческого человека это не повод впасть в депрессию, а, наоборот, стимул для творчества;
8) каждого творческого человека можно назвать великим оптимистом. Они свято верят и успешно доказывают, что из любой ситуации есть выход;
9) люди творческие умеют ценить чужие идеи и находить для их критики подходящее время. Они умеют покритиковать так, чтобы не отбить у коллеги охоту к творчеству;
10) человек творческий всегда готов к тому, что его идея «выстрелит», т. е. пространство сгруппируется таким образов, что все будет складываться благоприятно для ее реализации. И вслед за этим придет признание, слава, вознаграждение и т. п.
11) творческий человек — всегда патриот своих идей, никогда никто не собьет его с пути верности и преданности ей;
12) творческому человеку дорог сам процесс и возможность создания идей;
13) он в состоянии создать оптимальные условия для своего творчества. Или же просто придумать их;
14) для творческого человека ничего не стоит взглянуть на проблему другими глазами, увидеть ее в другом ракурсе. Часто это помогает найти новые подходы решения и спасает ситуацию;
15) творческий человек — магнит для счастливых случайностей. Он является настолько большим любителем сюрпризов, что сам словно притягивает их. Счастливые случайности в жизни творческого человека происходят чаще, чем у других;
16) творческий человек не боится неудач. Они для них — всего лишь шаг на пути к успеху.
Как разделить муки и радость творчества?
Любое творчество требует от человека огромного напряжения умственных, духовных и физических сил. Успех не приходит легко. Он всегда сопряжен с муками поиска творческих решений, тяжесть которых обесценивается в свете окончательного результата — триумфального финала. Известны свидетельства биографов многих писателей и художников о тех муках творчества, через которые проходит мастер на пути к признанию. И тем жесточе муки, чем больше мастер.
Радость творчества неотделима от мук творца, это две диалектические ипостаси, как добро и зло, как свет и тьма. Творческие люди в муках творческого процесса находят для себя несказанную радость, непонятную обывателю.
Требовательность к себе у высоких мастеров порой приводит их к драматическим решениям: всем известны случаи сжигания рукописей великими Гоголем и Булгаковым. Это потом уже, после ошеломительного успеха булгаковского творения, мир облетела весть о том, что рукописи, оказывается,«не горят», и читатели с готовностью поверили этой метафоре. На самом же деле горят, и еще как. Судьбы творений, в тесном переплетении с судьбами творцов, горят в горниле истории — в очистительном огне, сжигающем с легким треском плевела, и оставляющим нетленным для потомков подлинные плодотворные зерна.
А если кризис?
Многим знакомо состояние ступора, когда в пустой голове не только не рождаются мысли и идеи, но, казалось бы, даже бегут из нее. Внутренний мир опустошен, и вдохновение в нем уже не родится никогда. Творческий кризис — бич людей творческих всех национальностей, вероисповедания, гендерной идентификации и политических убеждений. Обычно он связан с переутомлением, пережитой стрессовой ситуацией, нездоровьем или просто ленью.
Из этого состояния, как утверждают психологи, выход есть:
— любому трудоголику необходим отдых. Особенно это касается творческого человека в состоянии ступора. Выспаться и отдохнуть, развлечься, позаниматься чем-то легким и приятным — необходимо для обновления сил;
— еще одним способом преодоления кризиса являются хорошие физические нагрузки в виде упражнений на турнике, тренажерах, теннисном корте, в бассейне и т. д.;
— можно также переключиться на время на решение каких-нибудь других задач, сменить вид деятельности: работнику «умственного труда» следует переключиться на уборку квартиры, готовку ужина, стирку, решение организационных вопросов;
— а можно заняться генерацией идей — методом так называемого «мозгового штурма», который заключается в рождении и фиксации идей вне зависимости от степени их абсурдности. В результате мало — помалу начнут рождаться идеи все более и более здравые, и это будет означать, что кризис миновал;
— друзья и знакомые дадут совет, как выйти из кризиса, ведь у каждого есть свой жизненный опыт. Кроме того, можно также задействовать интернет;
— с кризисом можно бороться радикальными методами. К одному из них относится создание искусственных проблем. Никто не пробовал? Не исключено, что из этой борьбы победитель выйдет изрядно потрепанным морально и физически, но зато от ступора не останется даже воспоминаний. Кто сомневается, может попробовать: достаточно смыть презерватив в унитаз с верхнего этажа, или ночью исполнить арию князя Игоря в спящем подъезде, или пробраться в раздевалку «Динамо» и гаркнуть: «Спартак — чемпион!» — ну, и в таком духе, вариантов полно;
— хорошим способом борьбы с творческим застоем является доработка и переделывание чужих идей. Часто доработка и улучшение чужих идей вдохновляет на создание чего-нибудь по-настоящему оригинального — например, на оригинальную реализацию заимствованной идеи и т. д.;
— для преодоления творческого кризиса бывает достаточно сменить обстановку;
— прогулка, наблюдение за людьми, не говоря уже о кругосветном морском круизе или хотя бы турпоездке по родным окрестностям — развеют творческий кризис. Новизна не уживается с застоем, последний под натиском новых впечатлений, мыслей и ассоциаций обязательно отступит;
— а еще, борясь с кризисом, можно задаться целью превзойти конкурентов.
О предназначении
Часто тема любви в творчестве художников является центральной и основополагающей. Особенно ценно обращение к этой теме в периоды социальных бурь, испытаний на прочность извечных человеческих устоев, которых история знает немало. На изломе столетий, во времена, охваченные смутой, войнами и революциями, поэты, вопреки всему, говорят о любви и этим отражают великое и прекрасное, спасительное, богоданное умение человека любить — а значит, быть высоким, красивым и благородным. Когда в эпохи безвременья и крушения ориентиров, или в эпоху застоя художники в своем творчестве воспевают любовь — по выражению одного из философов, происходит следующее: творческие люди занимаются делом, предназначенным им Богом. Поистине благословенное предназначение.
О живописи, скульптуре, архитектуре и знаменитых мастерах искусства вы можете дополнительно почитать на сайте https://artlegends.ru.