Человек личностью не рождается, а, как утверждают многие ученые, становится. Определений у этого понятия достаточно много, но в общем смысле, личность – это совокупность индивидуальных качеств, которые сформировались в процессе жизни человека, и их проявление в поведении человека и в его деятельности. С возрастом меняются интересы, особенности мышления, характер деятельности человека. Развитие личности зависит от всех этих составляющих. В каждом возрасте есть свои возможности для самосовершенствования. Развитие памяти и мышления в основном приходится на школьные годы. Помимо развития личности, необходимо также физическое и психическое развитие. При воспитании ребенка психологи рекомендуют опираться на его возрастные возможности.
Содержание статьи
Формирование и развитие личности
Формирование личности считается закономерным процессом, при котором человек приспосабливается к определенным условиям жизни на каждом этапе своего развития:
- Стадия младенчества. Определяет уровень доверия ребенка к окружающему миру.
- Стадия раннего детства. Формируется независимость, самоконтроль и чувство стыда.
- Дошкольный возраст. Проявляется инициативность, интерес к окружающему миру. Осваивает взаимоотношения между людьми.
- Младший школьный возраст. Получение знаний. Новых навыков, уверенности в себе и своих возможностях.
- Стадия подросткового возраста. Переходный возраст, который знаменуется противопоставлением себя окружающему миру, вызов обществу.
- Молодость. Тесные взаимоотношения с людьми, сотрудничество, поиск своей второй половины.
- Взрослая стадия развития. Забота о других, самосовершенствование, удовлетворение своей жизнью.
- Завершающая стадия (более 50 лет). Этап переосмысления своей жизни, раздумий.
Это идеальное формирование личности. В каждом этапе возможны отклонения в негативную сторону, что приведет к замкнутости личности, одиночеству и недовольству своей жизнью.
В нашей стране большая роль отводится образованию детей. Исходя из конституции Российской Федерации, разработана специальная концепция духовно нравственного развития и воспитания личности. Задача данной концепции формировать представление о воспитательном идеале, патриотизме, социальной солидарности. В основе лежит взаимодействие образовательных учреждений с другими видами деятельности школьника, с семьей, с культурой и спортом. Концепция предполагает, что целью образования должно являться формирование личности гражданина.
Факторы развития человека
Факторы развития личности подразделяются на биологические, психические и социальные.
- Биологическое становление предполагает физическое развитие тела, здоровья, силы и выносливости.
- Психическое становление отвечает за индивидуальность и состоит из развития восприятия, эмоций, интеллекта, характера, памяти, мыслительных процессов и потребностей.
- Социальное становление отвечает собственно за личность человека. Сюда входят интересы, стремления, мотивация, ценности, способности, переживания, мировоззрения, морали и этики.
Все факторы тесно связаны между собой и должны развиваться гармонично. Развитие личности должно происходить свободно. Человек всегда должен стремиться к самосовершенствованию. Существуют различные центры развития личности, которые направлены на познание себя, своих сил, внутренней энергии, позволяют узнать больше об окружающем мире и о себе самом. Такие центры существуют как раз для гармоничного развития и личностного роста.