Самосознание личности – это способность осознавать свое собственное «Я», определять потребности, интересы и индивидуальность. Это умение дается с рождения и развивается в течение всей жизни. Без самосознания не существует человека как личности. Поведение человека говорит о том, как он представляет себя в обществе или каким бы он хотел быть. Адекватность самооценки является одним из показателей самосознания, как человек сам себя воспринимает, свои возможности и умения.
Содержание статьи
Развитие личности
С младенческого возраста и всю свою жизнь человек проходит этапы становления личности, совершенствуется и меняется.
- От рождения и до 1 года. На этом этапе ребенок начинает отделять себя от окружающего мира. Он начинает проверять и понимать свои возможности, растет его потенциал. Первая речь является началом общения с окружающим миром.
- От 1 до 3 лет. Важный период становления психики. Ребенок уже выполняет определенные действия, начинает ходить, изучать окружающий мир. Особенно важно на этом этапе общение, оно помогает формировать душевное «Я» и взаимоотношения с взрослыми.
- От 3 до 7 лет. Идет равномерное развитие личности. На этом этапе ребенок показывает свой характер, самостоятельность и независимость.
- От 7 до 12 лет. Самосознание личности меняется с приходом в школу. Накапливаются новые знания. Общение в социуме играет важную роль в становлении личности.
- От 12 до 14 лет. Личность противостоит окружающим, пытается показать свою индивидуальность. Происходит кризис подросткового возраста.
- От 14 до 18 лет. Важный этап в развитии, поскольку личность поднимается на новый, более высокий уровень и уже самостоятельно влияет на развитие собственного сознания, выбирает путь становления и пытается найти себя.
Сознание и самооценка
Сознание — это в психологии означает высший уровень внутреннего отражения объективной и реальности, переработки информации и ее предоставление. Сознание человека основывается на совокупности полученных знаний, является результатом деятельности и общения человека в социальной среде. Все эти навыки не возможны без развития речи.
Основная функция самосознания – это регулирование собственного поведения. Человек, исходя из самооценки и самоуверенности, может позволить себе те или иные действия. Представление о себе влияет на деятельность личности, развитие и взаимоотношение с другими. Самооценка строится из трех компонентов: «Я — прошлое», «Я – реальное», «Я – идеальное». Самым важным из них является идеальное «Я», поскольку оно показывает, каким человек хочет видеть себя. И чем ближе «Я – реальное» к «Я – идеальное», тем выше уровень самооценки у личности.
Пониженная самооценка говорит о том, что человек недооценивает свои возможности, считает, что о нем думают всегда плохо, как правило, замкнут, не уверен в себе и скрытен. Адекватная оценка показывает, что личность объективно оценивает себя и свои возможности, реально смотрит на вещи. Существует также неадекватная оценка, при которой представление человека о себе является далеким от реального, может быть, как завышенным, так и пониженным.