На сегодняшний день население земли составляет семь миллиардов человек. Совершенно разные люди объединены на одной планете. Разные по национальности, по возрасту, по вероисповеданию, по духу, мы все – члены человеческого общества, у нас один общий интерес – желание выжить. Общее проживание на одной планете диктует нам правила, благодаря им мы контактируем не хаотично, а более менее упорядочено. Именно благодаря установленному порядку, поддерживается целостность связей в системе. Общество, как социальная система, сегодня рассматривается с трех позиций: философской, социологической и частнонаучной. Объединяет их все взгляд на общество, как на систему элементов, тесно взаимосвязанных. Жизнь общества – это постоянное развитие всех его составляющих, которое обеспечивается противоборством наличествующих в нем антагонистических явлений. Сегодня проблемы в обществе, порожденные деятельностью человека, разрослись до масштабов глобальных, и впору задуматься: если так пойдет, уж не переживает ли человечество свои последние времена?
Содержание статьи
Социальная структура общества
Состоит из двух подсистем: социального состава и социальных институтов.
Социальным составом называют объединение социальных общностей, а также групп и индивидов, которые находятся во взаимодействии между собой. Всем социальным общностям отведены определенные места в рамках социальной структуры.
Институтами осуществляется регулирование подведомственных им социальных отношений: регулирование отношений в политической жизни осуществляют политические институты, для регулирования отношений экономических существуют экономические социальные институты, в ведении институтов семьи и брака находится социальная сфера общества.
Содержание матриц и ячеек институциональной системы общества постоянно меняется: при смене главы государства остается его статус и институт, после смерти статус родителей занимают дети и т.д.
Демократическое государство декларирует равенство социальных институтов. Но в реальности происходит доминирование одних институтов над другими. Статусы индивидов также неравнозначны (сравним положение в обществе президента, депутата и избирателя).
Социальные общности
Объединяют множество индивидов по профессиональному, этническому и др. признакам, по равному социальному статусу и т.д., отличаются разнообразием форм и видов:
— по количеству индивидов (от единиц до десятков тысяч);
— по длительности существования (от месяцев до тысячелетий);
— по системообразующим признакам (профессиональный, территориальный, социокультурный, демографический, конфессиональный и др.).
Вся жизнь индивида от самого его рождения до смерти проходит в определенной социальной общности, состоящей из объединения социальных групп (круг семьи, учебный/трудовой коллектив, друзья и т.д.), которые исполняют роль своеобразного посредника между человеком и обществом.
Социально — классовая структура
Представляет собой объединение социальных слоев, классов и отношений, находящихся во взаимодействии.
Деление на разные классы было заложено в обществе еще в древности. Античными философами было определено наличие трех социальных слоев: высшего, среднего и низшего.
Следует учесть, что социальный состав в обществе не всегда совпадает с разделением по классовому признаку: так рабочий высокой квалификации по наличествующему уровню своих доходов относится к среднему классу, в то время как низкоквалифицированный рабочий соответственно – к низшему.
Общество всегда стремится исключить хаос в социальной структуре. Для защиты и воспроизведения социальной иерархии созданы различные институты. К примеру, различаются возможности, предоставляемые богатому и бедному человеку институтом собственности. Отличаются возможности построить успешную карьеру у индивидов с различным уровнем образования, что определяется институтом образования. Политическими институтами определяются шансы успешной политической карьеры в зависимости от наличия членства в той или другой политической партии и т.д.
Устойчивость социальной структуры
Является относительной: характеризуется постоянными переменами и движением, изменением состава общностей.
Для обозначения передвижения индивидов из одних социальных общностей в другие существует такой термин, как «социальная мобильность», в которой различаются виды:
• вертикальная (индивид делает успешную карьеру),
• горизонтальная,
• индивидуальная,
• групповая (происходят перемены в социальном положении целых классов или социальных слоев: например, увольняются из закрывшихся шахт шахтеры и переходят в другие области деятельности, жители деревень перестают быть крестьянами и переходят в категорию пролетариев).
Социально-психологическим явлением, сопутствующим передвижениям внутри социальной структуры, выступает маргинальность, определяющая социальное положение личности, а также ее собственное самоощущение и самовосприятие как промежуточное. Маргиналом считают того, кто рассматривает свое социальное положение как случайное или временное. К маргиналам можно отнести беженцев — людей, вынужденно сменивших вид деятельности и место проживания. Маргинальность бывает двух видов:
— естественная (немассовая и недлительная);
— вынужденная (длительная, массовая, которая представляет собой угрозу для конкретного общества и ее можно рассматривать как трагедию больших социальных групп).
Наличие вынужденной маргинальности свидетельствует о претерпевании данным обществом кризиса.
Социальные институты
Являются сравнительно устойчивой системой правил и норм, регулирующей социальные отношения: для обеспечения стабильности в политической жизни существуют политические социальные институты, в ведении института брака и семьи находится социальная сфера жизни общества.
Любой социальный институт является системой многофункциональной: одним институтом может выполняться несколько разных функций. А также и наоборот, несколькими социальными институтами может осуществляться выполнение какой-нибудь одной определенной функции. К примеру, социальным институтом семьи и брака осуществляется регулирование брачных и семейных отношений, в его ведении находится также регулирование отношений собственности и наследования.
Различаются следующие виды институтов: политические, экономические социальные институты, институт семьи и брака, образования, культуры, религии. Наличием социальных институтов обеспечивается стабильность социальных отношений в обществе, защищаются права и свободы его граждан, исключается хаос, предотвращается дезорганизация в его структурах.
Одновременно с этим социальными институтами осуществляется функция контроля и принуждение индивидов подчинять свои действия общепринятым нормам и правилам.
Социальный контроль
Механизм, с помощью которого общество осуществляет регулирование поведения индивидов в обществе, его соответствие правилам, обеспечивает соблюдение ими установленного порядка.
Известны следующие виды социального контроля:
1. государственный,
2. нравственный,
3. юридический,
4. производственный и др.
К формам социального контроля относятся: следование установившимся обычаям, давним традициям, составление общественного мнения, а также инструкции, законы, указы.
Одной из разновидностей социального контроля, важным механизмом поддержания стабильности в обществе является самоконтроль, при котором человек оценивает свои поступки самостоятельно, сопоставляя их с принятой системой норм и правил.
Знаковым проявлением внутреннего самоконтроля является совесть, – показатель развитого самосознания — которая представляет собой способность индивида самостоятельно контролировать собственное выполнение нравственных обязанностей.
Социально — психологическим явлением, противоположным понятию совести, является человеческий эгоизм – источник проблем современного общества, из которых многие разрослись до угрожающих размеров.
О социальных проблемах общества
К сожалению, сегодня не библейское «возлюби ближнего» движет людьми. Войны, междоусобицы, загрязнение экологии, истощение природных ресурсов, терроризм, падение нравственности — привести и прокомментировать перечень социальных проблем современного общества в рамках одной статьи не представляется возможным. Источником всех этих проблем, по мнению многих исследователей, является человеческий эгоизм и производные от него — слепой индивидуализм, корысть и зависть.
Как такое могло случиться? Как могло случиться, что эгоизм, индивидуализм, себялюбие укрепились в обществе и стали его настоящей угрозой? Как могло случиться, что ими уже подточены и рушатся извечные социальные общности и нравственные устои: семья, брак, взаимные уважение и забота между детьми и родителями и т.д.? Как могло случиться, что вся экология земли поставлена на грань жизни и смерти? От чьих амбиций — в свете обострившейся террористической угрозы — зависят сегодня наши жизни?
Вселенная – единый организм, в котором все взаимосвязано, ничего не происходит без причины и не проходит бесследно. Современное катастрофическое состояние экологии и общества — отражение катастрофического внутреннего неблагополучия людей. Может, просто нужно попробовать немножко уступить тем, кто рядом, попытаться понять их желание, почувствовать боль, суметь за них порадоваться? Будет в мире немножко больше добра. Только маленький первый шаг. А если навстречу друг другу шагнуть всем вместе?