Отклоняющееся поведение характеризуется поступками, не отвечающими правовым или моральным нормам. Его необходимо отличать от аномального.
Причиной отклоняющегося поведения выступают недостатки личностного развития, связанные с ошибками воспитания, негативным влиянием социума. Оно не связано с незнанием моральных норм. У подростков это реакция, которая сопровождается протестом против установленных стереотипов. Иногда это вполне объяснимое явление.
Примеры отклонения в поведении:
Примерами отклоняющегося поведения называют девиантное и деликвентное поведение.
— девиантное — это отклонение от установленных норм и правил.
— деликвентное – психологическая предрасположенность к асоциальным поступкам.
Девиантным являются действия, при котором социально запущенный ребёнок совершает правонарушение. В таком случае ему требуется помощь педагогов, психологической службы с целью перевоспитания.
Деликвентное поведение требует так же помощи со стороны школы, других воспитательных заведений. Но для его коррекции следует глубже разобраться с личностной проблемой.
Во многих странах ведущие педагоги и психологи считают, что не существует единого фактора, который приводит к деликвентному поведению. Это: банальная скука, ощущение пустоты, плохое окружение. Предвестником такого состояния бывает половая незрелость.
«Врождённые механизмы» не могут являться причиной отклонения от нормы, как считают многие. Обуславливают данное состояние социально-психологические факторы. Под их влиянием развивается агрессия, фрустрация, склонность к употреблению психотропных веществ.
Для подростков характерны такие нарушения моральных норм:
— стремление вырваться из-под опеки взрослых любыми способами;
— объединение в неформальные группы, где осуществляются правонарушения;
— увлечения, носящие антисоциальный характер.
Нередко молодёжь демонстративно протестует против мира взрослых. Она не хочет жить стереотипами. Поэтому, устанавливает свою реальность, часто агрессивную. Такие действия называют агрессивно-демонстративными.
Есть пассивно-агрессивное состояние. Оно характеризуется внешним спокойствием. Человек может мотивировать окружающих на антисоциальный поступок, оставаясь в тени.
Детское гримасничанье является скрытым проявлением агрессии. Это невербальный протест против установленных правил. Оно происходит, когда взрослые обращают внимание на ребёнка. Он подтверждает своим действием, что «плохой». О причинах негативного мнения о себе можно лишь догадываться.
Самоочернение можно объяснить желанием вырваться из власти родителей, учителей.
Старшие подростки демонстрируют непокорность тем, что собираются в неформальные группы. Отсюда – движения «хиппи», «панков», «неформалов», «эмо», «готы», «ска».
Взрослые видят отклонение поведенческого характера с визуальной стороны. Но здесь важна сама философия молодёжных течений. Она не всегда отвечает моральным ценностям, что может привести к деформации личности.
Давно замечено, что правонарушения совершаются именно в малой референтной группе. Преступная группировка возглавляется человеком, наделённым лидерскими качествами. Он способен влиять на её членов с целью совершения противоправных поступков.
Причиной отклоняющегося поведения часто становится чрезмерный конформизм. Человек конформного типа подвержен влиянию толпы, которая подавляет его как личность, направляет на противоправные действия. О таких говорят – «не имеющий стержня». Личности данного типа легко подавляются более сильными людьми, ими легко управлять и призывать к неправомерным действиям.
Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что причиной систематических отклонений в поведении является недостаточное эмоционально-волевое развитие, эгоизм, подмена понятий, стремление самовыразиться за счёт других.
Для некоторых личностей, которые совершили противоправное действие, характерны неврозы и негативные отклонения поведенческого характера. Не являясь заболеванием, они требуют педагогического вмешательства, помощи невропатолога или психиатра.
Для этого создаются специальные коррекционные программы, где задействованы многие специалисты – психологи, медицинские работники, педагоги, работники полиции.