Потребительское поведение является процессом, которые влияет на формирование спроса потребителей на различные услуги, товары. При этом обязательно учитывается не только предпочтение человека, но и его доход, который позволит приобретать данные товары и услуги. В экономике термины потребительского и покупательского действия приравниваются.
Содержание статьи
Факторы, которые влияют на потребительское поведение
В основном, главным фактором который влияет на поступки человека, является цена на услуги и товары. Кроме того, на это обязательно будет влиять доход потребителя и его предпочтения. Все это учитывает теория потребительского поведения. К примеру, если цену будут значительно увеличиваться, но доход потребителя так и не начнет возрастать, то человек окажется ограничен в своих покупках, даже не смотря на его предпочтения. Так что в теории учитываются все эти факторы в равной степени.
Однако, существуют факторы, которые не так сильно влияют напрямую на выбор и действие потребителя, но их влияние формируется достаточно долго, и они воздействуют косвенно. К примеру, необходимо выделить все культурные факторы. К ним относится весь тот набор стереотипов и ценностей, который влияет на выбор и поведение потребителя. Под социальными характеристиками подразумевают то общество, где рос, воспитывался и в данный момент находится человек. Сюда относятся родители, воспитатели, друзья, родственники, коллеги, знакомые и прочее. Кроме того, в отдельную категорию выделяют личностные параметры. К ним относятся возраст человека, его стиль жизни, самооценка, отношение к себе и т.д. Также выделяют психологические факторы, которые не менее сильно воздействуют на привычки человека. К таким факторам относятся его убеждения, верования, усвоение материала, восприятие всего мира и себя самого, мотивация, стимулы и прочее.
Психология потребительского поведения
Сейчас создана отдельная наука, которая изучает не самого человека как потребителя, а его поведение. Эта дисциплина называется психологией потребительского действия. Теория поведения потребителя тесно переплетены с ней. Причем этот раздел науки изучает именно действие человека в тот момент, когда он участвует в рыночных отношениях. Установлено, что напрямую влияет на это именно доход человека. А вот с ценами дела обстоят по-другому – они только ограничивают количество товаров, которые человек собирался приобрести. В результате, чтобы приобрести все желаемое, он начинает приобретать меньше одних товаров, чтобы купить еще и другие, которые не менее важны для его жизни.
Виды потребительского поведения
Действие каждого человека в рыночных отношениях абсолютно разное, но условно можно разделить все на несколько типов. Например, выбирающий тип потребителя считается самым популярным. Он будет выбирать по собственной выгоде. Выбор будет делаться очень долго. Отдельно выделяют коммуникатора, который ставит на первое место скорее не сам товар, а общение и статус, который даст ему эта продукция. Исследователь будет долго изучать товар. Бутовщик выбирает товар так, чтобы было видно его несогласие. Успешные люди скорее становятся актуалайзерами. Зрелый потребитель будет более самореализованным. Также выделяют достигающий тип, который желает пройти выше по лестнице. Консерваторы скорее имеют тип верящих. Достигающий тип схож в некоторой степени со стремящимся, то последние не могут в достаточной степени раскрыться. Также выделяют экспериментатора, выживающего (с низким уровнем достатка) и мейкера (практическая значимость продукции важна).