Понятие девиантного поведения можно растолковать с двух аспектов. В первом случае, поведение такого рода представляет собой деяние, акты человека, которые не соответствуют, противоречат нормам, а так же стандартам, первоначально утвержденным в обществе. Во втором – явление, свойственное социуму и сформулированное как набор поступков, выходящих за рамки дозволенного. Понятие и причины девиантного поведения напрямую связано с социальной нормой, которая является первичным структурным элементом (устанавливает границу, черту для поступков членов общества). Расхождение с социальными нормами бываю двух видов:
- Позитивные. Это революционное явление, проявляющееся в модернизации устаревших норм, утративших свою актуальность, необходимость.
- Негативные. Нормы, разрушающие установленную систему общества, подталкивающие к девиантному поведению.
Данное поведение – личный социальный выбор человека. Оно проявляется как использование запрещенных ресурсов для достижения задач.
Р.Мертоном была создана собственная типологизация девиантного поведения, он выделял следующие типы:
— Инновация – принятие и согласие с общественными целями, намерениями, но отказ от общепринятых целей их достижения.
— Бунт – несогласие как с целями, так и с методами их реализации. Стремление к новым порядкам, правилам.
-Ретретизм – отречение от целей и способов в целом.
-Ритуализм – воздержание от общественных целей и чрезмерное преувеличение способов.
Содержание статьи
Причины девиантого поведения
Говоря о причинах девиантного поведения, нужно обратить внимание, что основу социально-отклоняющегося поведения индивида составляют воспитание и способность к поглощению опыта негативного поведения.
Причины разделяются по следующим факторам:
1. Биологический фактор: недостаточный уровень развития интеллекта, заложенного с рождения. Последствия черепно-мозговых повреждений, изменения в активно-волевой сфере, что приводят к обостренной возбудимости, импульсивности при действиях, различных поступках, постоянной жажде удовлетворения, получения наслаждения. Дефекты физического характера, приобретенные, врожденные, изъяны лицевой части (волчья пасть, заячья губа).
2. Педагогический фактор: оплошности, просчеты, допускаемые родителями при воспитании ребенка. Их неадекватная опека, а также стремление отгородить от всякого рода негативных воздействий внешнего мира (из-за чего уже взрослый человек оказывается не готовым столкнуться с проблемами и трудностями). Погрешности в образовании, приучение ребенка к алкоголю, табаку, наркотикам и азартным играм, отсутствие согласованности в воспитательных работах родителей и учителей.
3. Психологический фактор: неподходящие методы, условия воспитания для особенностей индивидуального характера человека, отрицательные качества особы (слишком завышенная или заниженная самооценка, отрешенность от нравственных наставлений, желание самоутвердиться, нездоровая жажда соперничества, участие в антисоциальных программах и обществах).
4. Социальный фактор: семейные проблемы (отсутствие достаточного количества материальных средств, неполные семьи, усиленное влияние только одного родителя), аморальное положение семьи (алкоголизм, ссоры, обман, грубость, применение физического и морального насилия), домашние условия, формирующие у ребенка отвращение к дому и семье, оказание влияния СМИ.
Из этого следует, что примерами причин девиантного поведения можно считать: алкоголизм, суицидальные наклонности, неоправданную агрессию, проституцию, преступления, за которые установлена ответственность законодательством страны, революционные поступки, недружелюбность.
Профилактика девиантного поведения
Профилактика – это множество государственных, медицинских и общественных мероприятий, направленных на избавление и нейтрализацию поведения, несоответствующего социальным нормам.
Профилактика девиантного поведения осуществляется с помощью:
- Совершенствования социальной, культурной, политической, экономической, других сфер жизни общества.
- Процесс адаптации особы к социальным целям и способам их осуществления.
- Предоставление социальной и психологической помощи особам, нуждающимся в ней.
- Гарантирование мер социальной защиты ребенка.
Рассмотрим девиантное поведение дошкольников, детей, подростков. Считается, что девиантного поведения дошкольников (от 3 до 7 лет) не существует, потому что на этот период припадает активное усвоение социальных норм. Но в этом возрасте малыш постоянно нарушает что-либо запрещенное, что никак не связано с его антисоциальными наклонностями. Ребенок ведет себя неподобающе лишь потому, что усвоил разрешенное и запрещенное не до конца. Что касается детей, то в школьном возрасте девиантное поведение находится в порядке нормы. Так как продолжается активное восприятие информации, связанной с нормами общества. Особо ощутимым становятся отклонения от норм в подростковом возрасте, когда ребенок поддается влиянию своих сверстников. В этот момент он обретает собственную точку зрения, взгляды на жизнь, определяется, что ему нужно от жизни. Поэтому уязвимость подростка выражена наиболее ярко, что находит проявление в девиантном поведении. Также существуют специальные школы для детей с девиантным поведением закрытого типа, где им помогают приобрести правильные ориентиры.
Роль педагогики и психологии девиантного поведения остается такой же важной. Существует специальное направление обучения в данной сфере, где будущий специалист приобретает теоретические знания, практические навыки в общении с проблемными детьми. В перспективе он сможет выявлять причины девиантного поведения, а так же искоренять их, оказывать психолого-педагогическую помощь, выявлять лица, по вине которых мышление ребенка сместилось в сторону антисоциальной направленности, предупреждать алкоголизм, наркоманию, содействовать решению конфликтов, заниматься преподавательской деятельностью.