Как бы нам ни хотелось думать, что человек волен поступать так, как ему захочется, но на самом деле, все наши действия, слова и даже мысли подвластны невидимому влиянию социальных факторов. Именно они формируют личность человека, диктуют, как поступать в той или иной ситуации и что есть «хорошо, а что — «плохо».
Содержание статьи
Факторы социализации личности
Социализация — обязательный процесс, который формирует навыки жизни в обществе у человека.
Согласно теории, которую разработал А. В. Мудрик, факторы социализации подразделяются на три основные группы:
- макрофакторы — факторы, которые влияют на каждого жителя планеты, государства или межгосударственных образований;
- мезофакторы — факторы, влияющие на группу людей, которых объединяет общее мировоззрение в связи с принадлежностью к одной этнической группе, проживанием в одном городе или регионе, получение информации из одного и того же источника (социально-экономические факторы);
- микрофакторы — факторы, которые влияют на узкую группу людей, которые непосредственно контактируют друг с другом.
Микрофакторы оказывают наиболее сильное влияние на формирование личности, так как они действуют через агентов социализации — родственников, друзей, учителей и т. д. Например, в детском возрасте главными «авторитетами» для человека являются родители. Ближе к совершеннолетию начинает сказываться влияние друзей и сверстников. Со временем человек создаёт свою собственную семью, и к процессу его социализации подключается супруг или супруга.
Факторы социального поведения
Факторы социализации, безусловно, оказывают очень сильное влияние на формирование поведения индивида в обществе, но, тем не менее, у каждого человека все-таки есть врождённые черты характера, дополняющие картину его личности.
Поэтому кроме общественных факторов социального поведения существуют ещё и личные особенности человека, определяющие его поступки и реакцию на различные ситуации:
- врождённые инстинкты;
- особенности характера (темперамент, самооценка);
- жизненные ценности и цели;
- отношение к другим людям, умение ладить с ними.
Согласно классификации М.Вебера социальное поведение человека состоит из четырёх типов действий:
- целерациональное — действие, цель которого ясна и понятна всем окружающим. Такое действие всегда заканчивается получением какого-то результата;
- ценностно-рациональное действие — действие, которое совершается из чувства долга перед своей честью, моральными принципами или, диктуемое политической и религиозной принадлежностью. Оно может не иметь результата, но человек совершает его в корыстных целях: чтобы самоутвердиться или получить уважение от сторонников;
- традиционное — действие, которое совершается по привычке, автоматически;
- аффективное — действие, которое совершается в состоянии сильного стресса, когда человек не сам не понимает, что делает и зачем.
Социальное поведение человека является совокупностью каждого из этих действий и формирует мнение о человеке у окружающих его людей. Поэтому на решения и поступки индивида кроме осознанной мотивации влияет также ориентация на окружающих. Ведь каждый из нас является частью общества, и, что бы ни говорили идеалисты, но оценка других людей для нас очень важна.