Не стоит думать, что быть руководителем просто. Это отдельная профессия, которая требует знаний и навыков по работе с людьми. Ошибки, допущенные в начале карьеры руководителя, могут сказаться на всем протяжении времени на данном рабочем месте. Психология управления должна быть пройдена как отдельный курс и закреплена на практике. Потому существуют платные тренинги, которые дают возможность совершенствовать новую науку.
Содержание статьи
Правильная дистанция в общении
Первая ошибка, которую часто совершают начинающие руководители и учителя, это излишняя близость в общении с подчиненными. Логика поступка понятна – новый руководитель хочет понравиться своему коллективу и старается стать для него приветливым другом. Однако, не зря психологи напоминают про эффективность кнута и пряника. В природе любого человека заложена лень и попытка снять с себя ответственность. Если с работников предприятия не требовать качественный результат, то их работа начнет быть хуже, а отношение к начальнику приобретет приятельский характер.
Психология управления людьми предостерегает от этих ошибок. Субординация должна быть с первого рабочего дня на должности руководителя. Иначе будут возникать многочисленные неприятные ситуации, когда подчиненный, который начальника уже воспринимает как приятеля, не потерпит приказной тон и критику. А без критики невозможен рост качества.
Правильная мотивация
Психология человека и как управлять людьми подразумевает, что любой человек нуждается в поощрении. Если строить руководство на одной лишь строгости, то результаты такого сотрудничества будут заметно хуже, чем, если работника чем-то поощрять. Мотивация может быть создана на основе отрицательных или положительных эмоций. Риск увольнения, возможность получить штраф или плохое отношение начальника относится к первой категории мотивов. Каждый сотрудник должен понимать, что ему платят за работу, а не за халтуру и безделье. Однако, нельзя страх увольнения доводить до паранойи. Это плохо скажется на нервном здоровье сотрудника, на его отношении к руководству и работе. В конечном итоге ценный опытный кадр может уйти к конкуренту.
Психология управления людьми рекомендует разные позитивные способы мотивации. Это может быть и премия, и хорошее отношение руководства. Второе очень важно. Редкая, но очень приятная похвала начальника способна преобразить его подчиненных и мотивировать их на еще лучший труд. Это иногда даже более действенно, чем денежное поощрение. Работать в коллективе должно быть приятно.
Каждый человек помимо материальных потребностей имеет также социальные. Это основа, о которой гласит психология управления персоналом. Это значит, что каждая личность желает для себя уважения в обществе. Уважительное отношение ко всем людям в трудовом коллективе — это обязательная способность любого руководителя. Также любой специалист желает получать признание его профессиональным навыкам. Это справедливое мнение, ведь для того, чтоб овладеть умениями и знаниями он потратил годы на учебу и получение рабочего стажа. Также важно знать, что каждый сколь-нибудь творческий человек, имеет потребность в самовыражении. Было бы правильно давать ему задания, которые соответствуют его запросам.