Человеческое общество неоднородно. Оно состоит из множества групп и категорий, которые различаются по возрасту, полу, материальному положению и т.д. Различия между группами регулярно вызывают проблемы.
Социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная на ликвидацию проблем общественных коллективов. Социальные работники могут помогать разным группам людей, оказывать специальные услуги, создавать нормальную психологическую атмосферу в определенных частях общества.
Содержание статьи
Что такое социальная работа
Социальная работа – сравнительно новый вид профессиональной деятельности. Первые школы для специалистов этого рода появились на рубеже XIX и XX веков в Европе и США. Но сама идея объединения различных групп общества, помощи «группам риска» зародилась гораздо раньше.
Ещё в Средневековье монахи и священники вели благотворительную деятельность – открывали приюты для вдов и сирот, собирали пожертвования для погорельцев, жертв эпидемий. За церковью в подобную деятельность включались правительства. В России, Франции, Англии, Германии монархи создавали дома для солдат-инвалидов, приюты, учебные заведения для сирот.
В наше время данная работа охватывает множество сфер. Среди них:
- Реабилитация (индивидуальная, семейная);
- Работа с группами по возрасту (дети, молодежь, пожилые);
- Работа с группами по интересам и сходным проблемам (одинокие отцы и матери, бывшие алкоголики, религиозные группы и т.д.);
- Реабилитация асоциальных групп (наркоманы, проститутки, несовершеннолетние правонарушители и т.п.);
- Организация общественного взаимодействия по месту жительства.
Предполагается оказание моральной поддержки тем членам общества, которые нуждаются в ней. Как правило, люди считают, что подобной деятельностью занимаются только органы социальной защиты. Но потребности общества гораздо шире. Социальные работники нужны в школах, домах-интернатах, в армии, тюрьме и т.д.
Профессия «социальный работник»
Работа в социальной сфере – широкое понятие. Оно включает в себя правовую защиту самых «слабых» в общем понимании слоев населения: сирот, военных беженцев, пленников, людей с ограниченными возможностями. Специалисты организуют материальную помощь (питание, одежда и обувь, финансы) и поддерживают морально-психологически. Они оказывают первую помощь людям, перенесшим психические травмы из-за природных катастроф, разного рода вооруженных конфликтов, семейных трагедий.
Специалист по социальной работе должен иметь социологическое образование. Ему нужны хорошие знания социологии и психологии, а также смежных наук – медицины, этики, юриспруденции. В школах чаще всего работают люди, окончившие педагогические вузы.
Поскольку работники имеют непосредственный контакт с людьми, эта профессия требует особых личных качеств. Это:
- Психологическая стабильность;
- Тактичность;
- Внимательность;
- Порядочность;
- высокий уровень сопереживания.
Специальное образование даёт институт психологии и социальной работы. Подобные учебные заведения есть во всех крупных городах Европы. В них работают факультеты прикладной психологии и психолого-социальной работы. Студенты могут получить специальности «психология», «конфликтология», «социальная работа», «психология девиантного поведения» и др.
Работа в данной сфере объединяет в себе элементы работы юриста, психолога, социолога, медицинского работника. Работник социальной службы рассматривает все вопросы в комплексе. Кроме того, он часто выступает посредником, так как его клиенты не могут сами решить определенные задачи. Работники могут связываться от имени клиента со специалистами, с различными учреждениями, с другими клиентами.
В наши дни это востребованная работа — социальный работник найдет себе применение в государственной службе занятости, медицине, различных реабилитационных центрах, школах, отделах образования, армии, местах заключения.
Существует специальная система учреждений соцзащиты. Учреждения соцзащиты действуют согласно государственной политике. Они помогают поддерживать устойчивость общества. Существует также обширная сеть общественных организаций, частных (светских, религиозных) учреждений.
Непрофессиональная форма социальной работы – волонтерство, осуществляемое по добровольному желанию человека. Волонтеры могут быть людьми разных профессий, их деятельность носит благотворительный характер. Зачастую волонтеры помогают государственным и частным организациям.
Методы социальной работы
Специалисты применяют 4 группы методов:
- Всеобщие (методы познания);
- Общенаучные (наблюдение, анкетирование, опрос);
- Специальные (социальное и психологическое моделирование, метод социальной или семейной биографии);
- Методы смежных дисциплин. Многие профессии занимаются решением общественных проблем. Врачи, педагоги, полицейские, юристы считаются специалистами, близкими к работникам социальной сферы. Социальные работники используют психологические, педагогические, юридические методы.
По другой классификации выделяют 3 группы методов. Это:
- Социально-экономические методы (материальная помощь, пособия выплаты и льготы, бытовые услуги уход и присмотр и т.д.)
- Организационно-распорядительные (разработка и выполнение распоряжений, консультации, распространение информации);
- Психолого-педагогические (рекомендации, советы, разъяснения).
Методы приходится выбирать по категории клиента. Различают индивидуальные групповые, общинные методы.
Индивидуальные методы используют в следующем порядке:
- Устанавливают эмоциональный контакт;
- Изучают суть ситуации;
- Определяют цель деятельности;
- Изменяют отношения клиента со средой или самим собой;
- Выводят результат.
В индивидуальном методе главное – помочь клиенту преодолеть стресс, научить его принимать самого себя.
Групповой метод означает взаимодействие с малой группой. Возможности метода очень широки. Можно использовать опыт каждого члена группы, позволить людям выйти из роли слушателей, стать помощниками друг для друга. Активно используют эту работу с группами анонимных алкоголиков, жертв различных экстремальных ситуаций, сложных общественных отношений. В групповом методе применяют творческие методы, а также семейную терапию.
Метод общинной работы используется для совместной деятельности соц. службы и различных организаций, например, культурных, религиозных, экономических.
Технологии социальной работы
Технологии социальной работы могут включать в себя множество методов. Они подходят как для группового, так и для индивидуального воздействия. Это:
- Диагностика;
- Профилактика;
- Реабилитация;
- Терапия;
- Коррекция;
- Адаптация;
- Социальное обеспечение;
- Благотворительность;
- Опека и попечительство.
Существуют специфические технологии взаимодействия с людьми, склонными к суициду, безработными, асоциальными лицами, семьями, детьми группы риска и т.д.
Используются также технологии правового информирования, духовно-культурные технологии. Это может быть создание текстовых, фото и видео материалов, организация культурно-массовых мероприятий.
Важным средством передачи информации может стать сайт социальных работников. Такие сайты содержат специальные статьи для пожилых людей, инвалидов, жертв семейного насилия, бездомных и малообеспеченных людей. Здесь люди могут связаться со специалистами, узнать важные для себя психологические и правовые аспекты.
Психология социальной работы
Любой социальный работник использует в профессиональной деятельности методики психологического взаимодействия с клиентами. Это:
- Психологическая диагностика. Она позволяет собрать информацию об отдельных личностях группах и общинах.
- Психологическая адаптация. Применяется для самоопределения людей переживших психологические потрясения. Методы диагностики и адаптации особенно актуальны, когда проводится социальная работа с инвалидами.
- Психологический отбор. Он помогает учащимся школ в профессиональной ориентации, а также используется для формирования групп разного назначения.
- Тренинги. Они очень популярны в групповой форме. Тренинги способствуют выработке новых личностных качеств, обучают способам взаимодействия в обществе.
- Коррекция общения и поведения. Эти психологические методы помогают людям понять проблемы своего взаимодействия с обществом и научиться избегать их в повседневности. Особенно эффективно для взаимодействия с «трудными» подростками, бывшими алкоголиками, наркоманами, людьми, пережившими различные моральные травмы.
- Психотерапия. Этот метод, активно применяемый профессиональными врачами-психотерапевтами, используется для решения проблем асоциального поведения, для помощи жертвам вооруженных и семейных конфликтов.
Социальная работа в школе
Одно из важных направлений деятельности — социальная работа в школе. Она призвана заполнить ту нишу, которая долго выпадала из поля зрения школьных учителей.
Это поддержка особых групп – многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, сирот и детей, находящихся на опеке, школьников, имеющих проблемы в обучении и воспитании. Школам нужны связи с различными институтами общества – отделами опеки и попечительства, полицией, общественными и религиозными организациями.
Решением этих задач занимается социальный педагог. Работа социального педагога предполагает составление и пополнение баз данных учащихся и их семей, организация совместной деятельности с социальными институтами, занимающимися вопросами семьи и школы.
Социальные педагоги занимаются с «группами риска», используя профессиональные методы – диагностику, опрос, коррекцию, адаптацию, тренинги. Клиентами могут быть не только учащиеся школ, но и их родители, учителя.
Школьный социальный педагог ведёт учёт посещаемости, выясняет причины пропусков занятий. Он посещает проблемные семьи, ведет индивидуальную работу с детьми с девиантным поведением. В обязанности этого работника входит выяснять потребность семей и детей из групп риска в материальной помощи, организовывать её получение от отдела соцзащиты и благотворительных организаций. Он следит за внешним видом учащихся, предупреждает случаи жестокого обращения с детьми.
По мере развития общества социальная работа становится всё более актуальной. Человечество неуклонно приближается к идеалу гуманного социума, предоставляющего равные права всем своим членам. Социальная работа помогает приблизить достижение этого идеала.