По данной теме было написано множество книг, ей посвящено много исследований. В давние времена ученые задумывались о влиянии большого количества людей на человека. Психология масс возникла на основе интереса к тому, что именно самые значимые события в истории производились толпой людей. Также люди, которые видели толпу, часто были поражены тем, как менялся человек, когда становился частью этой толпы. Добрые, рассудительные и спокойные люди, попадая в толпу, становились жестокими и властными. Цели и мотивы индивидуума менялись под влиянием коллективного мнения, все члены толпы одинаково думали и верили, что их цели абсолютно правильные. Хотя очень часто их действия и мотивы нелогичны.
В книге «Психология масс» Гюстав Лебон рассматривал психологию толпы, как не просто большое количество людей, а людей с одной психологической общностью. Толпа существует коллективно-бессознательно, а индивид живет сознательно. Масса подчиняется вождю, его убедительным речам, его поддержка для нее очень важна. Люди в этот момент не прислушиваются к своему рассудку, они как загипнотизированы авторитетом вождя. Управлять толпой возможно в случае постановки передними какой-то высшей идеи. Идея выращивается в сознании толпы. После этого она выглядит как коллективные действия.
Психология масс заключается в том, что индивид, находящийся вне массы, противопоставляется, когда он находится в ней. Характер до толпы, во время нахождения в ней совершенно меняется.
Интеллект человека в массе людей снижается. Все больше принятие решения заключалось на основе аффективного состояния. Рассудительность сменялась эмоциональными всплесками, что приводит толпу к деградации. Уровень человека понижается до уровня инстинкта. Человек привыкает к тому, что им управляют, в дальнейшем он сам ищет себе того, кому он бы мог служить. Человек, состоящий в массе, перестает ощущать социальную ответственность перед остальными людьми. Он больше не может правильно оценивать свои поступки.
По причине большого количества людей, в толпе люди чувствуют себя безнаказанными, каждый действует как бы анонимно. В массе человек выпускает все свои первобытные инстинкты, которые в простой жизни контролирует. Лебон в «Психологии масс» повествует, что масса превозносит власть, не терпит доброту. Слабостью является – доброта. Толпа жаждет от своих соратников силы и даже насилия. Главный фактор внутри толпы – это образование общности в виде «Идеала – Я». «Идеал-Я» возникает, потому что человек не может реализовать свои потребности, из-за преград каких-то сил. Психика замещает чувство потери идеализацией силы, вызвавшей эту потерю. После этого возникает агрессия, направленная на объект, ее удается перенаправить на другие объекты. Этим объектом чаще является вождь, он становится главным звеном, связывающим всех членов толпы. Так же, по мнению Лебона, масса – это покорное стадо, которое не может жить без вождя. У нее большое желание подчиняться, она на уровне инстинкта подчиняется тому, кто объявит себя лидером. Лидером заявить себя может каждый, но слушаться его будут просто или же под влиянием «Идеал – Я». Для того, чтобы стать вождем, человек должен иметь определенные качества.
Какими качествами должен владеть вождь?
— сила характера;
— харизма;
-фанатизм;
-нетерпимость.
Лидер, знающий, что делать и как действовать, является притягательным для толпы, которая последует за ним. Массы можно контролировать и разрушить, когда это потребуется.
Еще одно творение Лебона — «Психология народов и масс». В этой книге Лебон поясняет, что важным и основным моментом цивилизации является – душа рас. Он считал, что у каждой расы есть влияние предков на современных людей. У каждой расы есть накопленное многими поколениями совместное психологическое достояние определенной расы. Анатомические признаки расы мало подвержены изменениям со временем, душа расы также неизменяется. Она выглядит как совокупность чувств, верований.
Душа расы оказывает достаточное влияние на государственные учреждения, но они на нее не влияют. У народов с хорошо развитой цивилизацией слабая культура, зато есть высокие идеалы и сильные характеры. Это является основополагающим моментом для цивилизации.
В психологии народов и масс было замечено, что естественным прогрессом цивилизации выступила дифференциация. На историю народа оказывают влияние не только наследственные чувства, а также идеи-догмы, созданные еще предками. Закладываясь в бессознательном, они имеют огромную силу.
Еще один феномен, оказывающий влияние на индивидуума – психология массовых коммуникаций. Данный вид психологии детально изучает воздействие телевидения, радио, газет и интернета на сознание человека. Все эти способы позволяют человеку получать информацию, которая делает его членом массы. Люди, находясь дома, смотрят телевизор, сами того не подозревая, являются частью толпы.
Способы влияния на человеческое сознание разнообразны. Прежде чем становиться членом толпы или получить массовую информацию, человек должен подумать о последствиях.