Мы живем в обществе, где нам приходится каждый день общаться с самыми разными людьми: родственниками, любимыми, коллегами, друзьями, знакомыми и другими. Нередко случаются ситуации, когда приходится говорить с незнакомцами. Общение окружает нас повсюду: дома, на улице, в магазине, на работе, где угодно. Оно необходимо для личных отношений и для построения карьеры. С помощью общения мы удовлетворяем свои социальные, творческие, повседневные потребности. Мы передаем собеседнику при встрече информацию, настрой и свои эмоции.
Одним людям общение дается легко. Они могут поддержать любую беседу, поучаствовать в спорах, дискуссиях, сказать речь на празднике, корпоративе, обладают талантом убеждения. Другие не могут связать и двух слов, нормально поговорить даже с членами своей семьи. Великие люди, которые владели искусством слова, своей речью могли воодушевить толпу народа. Чтобы уметь убеждать, привлекать на свою сторону и быть интересным собеседником, надо обладать особым талантом или знать определенные правила общения. Изучить и понять секреты успешного взаимодействия с другими поможет психология общения с людьми.
Содержание статьи
Основные стороны и виды в психологии общения
Понятие общения в психологии рассматривается, как деятельность, которая происходит между людьми в социуме, направленная на создание определенного психологического контакта. Наладить правильный и нужный контакт с людьми является довольно сложным процессом, с которым справляются далеко не все. Развить коммуникативные навыки может специальная литература по психологии общения. Книги помогают ознакомиться с правилами и тонкостями, которые необходимо использовать в разговоре с людьми, чтобы добиться значительного успеха и избежать возможных трудностей.
Существует три стороны общения в психологии:
- Коммуникативная. Общение воспринимается, как обмен информацией, идеями, чувствами между собеседниками.
- Интерактивная. Общение подразумевает взаимодействие людей, реализующих совместную деятельность.
- Перцептивная. Общение, как восприятие и познание собеседниками друг друга. С целью взаимопонимания.
Все три стороны тесно связаны между собой, не имеют, как правило, четких границ и часто дополняют друг друга. При взаимодействии люди пытаются определиться с манерой общения и подстроиться под собеседника. Существует разнообразные виды общения в психологии, которые основаны на определенных целях и методах общения:
- Контакт масок – поверхностное общение, когда собеседники не стараются понять друг друга, вникнуть в суть разговора. Происходит разговор при помощи шаблонных фраз и вежливых выражений, обычно с малознакомыми людьми, с возможностью скрыть истинные эмоции, мысли и чувства.
- Формально-ролевое общение происходит между собеседниками согласно социальной роли, которые они занимают. Например, между продавцом и покупателем. Здесь также используются стандартные фразы.
- Манипуляция – используется для получения выгоды от собеседника, применяя обман, лесть, запугивание и др.
- Светское общение происходит в строгих рамках приличия, собеседники используют формальные фразы, личные мнения при таком разговоре не имеют значение.
- Деловое общение подразумевает обмен определенной информации по конкретной сфере деятельности, чтобы получить результат. При этом собеседники учитывают мнение каждого, интересы и личные особенности.
- Духовное или межличностное общение является самым открытым видом, при котором учитываются особенности личности, его эмоциональное состояние, настроение, чувства. Собеседники проявляют заинтересованность и внимание друг к другу.
Также общение может подразделяться на два типа. Вербальное общение – при помощи речи и коммуникативных навыков. Невербальное – при помощи мимики, жестов, телесных контактов. Обычно два эти типа используются вместе.
Приемы для успешного общения
Общение позволяет не только собеседникам делиться информацией друг с другом, но также эмоциями и впечатлениями. Поэтому помимо речевых навыков в разговоре необходимо использовать мимику, жесты, взгляд, менять интонацию и придавать сказанному определенный эмоциональный окрас. Все эти тонкости изучает психология общения. Учебники, которые описывают, как правильно общаться, сейчас пользуются особой популярностью. Разберем несколько приемов, которые помогут подстроиться к стилю общения с собеседником:
- Проявление внимания и заинтересованности.
Всем людям важно быть уверенными, что их слушают. Необходимо интересоваться информацией, которую преподносит собеседник, не перебивать в процессе разговора и вести себя естественно и непринужденно.
- Наблюдательность.
Необходимо присмотреться к своему собеседнику, обратить внимание на стиль речи, одежду, поведение. Постараться соответствовать его манере, чтобы наладить разговор, сделать общение более благоприятным.
- Развитие коммуникативных навыков.
Для этого нужно общаться и как можно больше. Со знакомыми или даже эффективнее будет общение с незнакомцами, выступление перед аудиторией. Спрашивайте, узнавайте, интересуйтесь — все это помогает избавиться от комплексов.
- Расширение кругозора.
Поможет в этом чтение книг, газет, журналов. Нужно быть в курсе всех интересных и актуальных событий и новостей, чтобы поддержать беседу и стать интересным оппонентом.
- Культура общения и поведения.
Необходимо в любой ситуации придерживаться норм поведения, принятых в обществе. Не стоит повышать голос, вести себя неадекватно, делать резкие жесты руками. Всегда следует помнить о вежливости и доброжелательности.
Чтобы легко и непринужденно общаться с любым человеком, нужно оттачивать свои коммуникативные навыки, читать литературу, как можно больше общаться и узнавать новое. Относиться внимательно к своему собеседнику, быть доброжелательным и вести себя соответствующим образом. Ведь общение помогает получить новую и необходимую информацию, расширить свой кругозор, добиться успехов в личной жизни и карьере.
Психология делового общения
Деловое общение используется чаще всего предпринимателями, руководителями высшего и среднего звена. В отличие от остальных видов, такое общение подразумевает обмен полезной информацией для достижения определенного результата, который зависит от эффективности самого разговора. Поэтому здесь важен стиль речи, построение диалога, манера и культура речи, умение слушать, аргументировать, убеждать. Для того чтобы овладеть навыками такого вида коммуникации, необходимо изучить нормы и правила поведения, этикет, мимику и жесты, которые помогут правильно взаимодействовать с людьми. Можно порекомендовать учебное пособие, которое содержит исследования взаимоотношений для делового сотрудничества — Бороздина «Психология делового общения».
Деловое общение может быть в виде диалогов или групповое. При проведении совещаний и собраний используется групповое общение. Как правило, проводятся такие встречи в свободной форме, в виде дискуссий. Деловое общение проходит в официальной обстановке, ставятся цели, задачи, проблемы которые будут обсуждаться и решаться на встрече. Собеседники обмениваются информацией, предлагают пути решения, выслушивают каждую сторону, аргументируют свои доводы.
В процессе делового общения психологи советуют акцентировать внимание на самом главном, строить речь максимально сжато, чтобы она по времени не занимала более 20 минут. Необходимо внимательно слушать других и проявлять искреннюю заинтересованность. Умение контролировать свои жесты и мимику, налаживать зрительный контакт, быть уверенным в себе и открытым перед собеседником – это основные приемы для тех, кто хочет получать от деловых переговоров максимальную выгоду. Не забывать, что улыбка самый действенный способ для того, чтобы расположить к себе собеседника.
Не стоит также забывать о правилах этикета. Главной чертой является пунктуальность и деловой стиль в одежде. Ни в коем случае нельзя повышать тон, хлопать дверью и оскорблять оппонента. Также не рекомендуется сидеть, сложив ногу на ногу, складывать руки на груди, резко жестикулировать, держать перед собой какие-нибудь предметы. Надо помнить, что неуверенный и скованный в себе собеседник не вызывает доверия.