Экспериментальная психология стала самостоятельной наукой совсем недавно. Раньше она относилась к философии и имела чисто теоретический характер. Но сегодня методы экспериментальной психологии, одним из которых является социальный эксперимент, помогают решать важные социальные задачи.
Содержание статьи
Назначение социального эксперимента
Социальный эксперимент помогает изучать социальные явления и процессы посредством наблюдений за изменениями в реакции и поведения человека или группы людей под влиянием определённого фактора. Планируя ввести какое-то новшество в жизнедеятельности определённой социальной группы, необходимо заранее знать возможную реакцию, последующую за этим нововведением. Для этого выбирают небольшую группу людей и создают для них необходимые для эксперимента условия. По результатам испытаний определяют, что в данном нововведении необходимо подкорректировать, чтобы добиться желаемого результата и стоит ли его вводить вообще или лучше пока оставить всё как есть.
Примером социального эксперимента является внедрение новой школьной программы. Чтобы определить, будет ли она эффективна, сначала выбирают одно из учебных заведений или отдельную группу учеников, которые будут заниматься согласно новой методике. Если эксперимент прошёл удачно, и успеваемость испытуемых повысилась, программу вводят во всех остальных школах.
Классификация методов социального эксперимента
Существует несколько подходов к классификации методов социального эксперимента. Наиболее известным из них считается подход, описанный в книге В. Н. Дружинина «Экспериментальная психология». Согласно его теории, главным методом социального эксперимента является моделирование. Оно представляет собой создание реальной или мысленной ситуации, чтобы выявить реакцию субъекта на объект исследования.
Моделирование может проходить в разных формах:
- эмпирическое — непосредственное взаимодействие субъекта и объекта эксперимента;
- теоретическое — мысленное преставление субъектом своей реакции на объект эксперимента;
- интерпретация и описание — взаимодействие субъекта с символическими представлениями об объекте.
Наиболее эффективным считается именно эмпирическое моделирование, когда в естественных или лабораторных условиях субъект попадает в определенную ситуацию или сталкивается с каким-то явлением. Благодаря этому методу, складывается реальное мнение о реакции субъекта и последствиях его взаимодействия с объектом исследования.
Чтобы наглядно представить метод моделирования, разберём наиболее известное социальное исследование — Стэндфордский тюремный эксперимент. Его целью являлось: выявить, как будут вести себя люди, которым была искусственно навязана роль охранников и заключённых. Станут ли они вести себя согласно своим образам или останутся сами собой. Для испытуемых были смоделированы условия тюремного заключения, максимально напоминающие реальные. В результате эксперимента было вывялено, что обе группы полностью перевоплотились в свои образы и вели себя точно так же, как в обычной тюрьме: охранники проявляли жестокость, а заключённые беспрекословно им подчинялись. Хотя этот эксперимент не удалось довести до конца в связи с жалобами «заключённых» на издевательства «охранников», но его результаты дали представление о том, насколько сильно подавляются личные черты характера человека, при попадании его в новые условия.
Экспериментальная психология, как наука, до сих пор находится в состоянии развития, и каждый новый социальный эксперимент вносит свой вклад в этот процесс.