Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами. Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме. Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека.
Теория личности состоит из гипотез её формирования.
Современные теории личности условно поделим на два основных класса:
- Теории личности, где человек рассматривается как индивидуальность. Сюда можно отнести теории А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Келли.
- Теории личности, изучающие классы людей. Сюда можно отнести теории К. Юнга, Г. Айзенка, Г. Олпорта.
При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.
Содержание статьи
Теории личности в психологии
Психодинамическая теория
Мясищев В. Н. в своей направленности психологии настаивает на том, что единство личности заключается из этапов её формирования, динамики нрава, её структуры. Строение личности является одним из определений согласно Мясищеву В. Н. её целостность, то есть особенности личностных качеств связаны с её побуждениями.
Согласно Мясищеву В. Н. вопросы, которые касаются строения личности, определяются сочетанием видов деятельности, зависящих от среды существования и определённого исторического периода, её стремлений и нужд.
Основателем этой теории является Фрейд Зигмунд. Этот австрийский учёный утверждал в своём психоанализе, что у личности отсутствует свобода воли. Внутреннее состояние человека имеет субъективное начало. То есть человек является заложником своего внутреннего состояния, истинность его действий завуалировано поведением. Узнать чёткую и правдивую информацию о личности можно, благодаря применению специальных приёмов.
В теории личности Фрейда определяется три её модели:
- Ид — «оно» — это некое строение личности, которая основана на бессознательных побуждениях. Эта инстанция функционирует только в совокупности с гормоном удовольствия.
- Эго — «я» — эта инстанция состоит из осознаваемых направлений психики человека, то есть это наши познания окружающей среды. Эго обслуживает инстанцию ид, а также является её регулятором с супер эго.
- Супер эго — «сверх я» — это инстанция личности, основанная на моральных ценностях и установках социума, в котором существует человек.
Аналитическая теория
В основу формирования личности Юнг вкладывает психологические принципы, приобретённые с рождения. Человеку передаётся через поколения уже сформированные идеи – «архетипы». К примеру, концепции добра и зла универсальны для всех народов. Однако, существуют архетипы нестандартного характера. Юнг утверждал, что смысл жизни заключается в дополнении врождённых концепций персональными и развитыми архетипами.
По его мнению, формирование личности длится всю жизнь. В первичной структуре личности преобладают бессознательные (врождённые) архетипы. На перемены поведения человека влияют эти врождённые факторы, при этом его воля ущемлена.
Некоторые архетипы человека имеют реализованные психологические качества, называемые чертой характера. К примеру, такие концепции, как:
— «персона» — это чувства, которые мы предъявляем на показ;
— «тень» — это искренние чувства, которые мы утаиваем от других;
— «анимус» — характеризует нашу мужественность и смелость;
— «анима» — этот архетип характеризует такие душевные качества, как внимательность, нежность.
В аналитической концепции выделяют такие сферы личности:
- Бессознательная коллегиальная. Такое строение личности хранит в себе историческую наследственность человечества.
- Бессознательная персональная – это строение сочетаний комплексов или чувств, которые вытесняются из разума человека. К примеру, человек в своём функционировании всю психологическую энергию затрачивает на достижение власти.
- Сознательная персональная. Эта инстанция является основой самосознания, то есть она состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, поэтому мы и считаемся осознанными личностями.
Гуманистическая теория личности
Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.
По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.
Теория развития личности по Маслоу А. основана на двух типах потребностях – это «дефицитарные» и «ростовые». Первые прекращают своё действие после их воздаяния, вторые после реализации усиливают своё действие.
Маслоу выделил пять ступеней побуждений:
- Нужда физиологическая (нужда в питании и отдыхе).
- Нужда в безопасности (необходимость в работе, недвижимости).
- Нужда в принадлежности, то есть потребность в образовании семьи.
- Нужда в самоуважении.
- Нужда в само актуализации.
В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:
- «реальное Я» — сочетание настроений, ощущений, размышлений на сегодня.
- «идеальное Я» — сочетание настроения, чувств, размышлений, которыми человек стремится овладеть для достижения своего персонального резерва.
Целостную личность определяют:
- Простота и натуральность поведения.
- Многократные переживания предельно допустимых чувств.
- Эффективная оценка реальности.
- Откровенное желание оказать помощь всему человечеству.
- Направление на преодоление трудностей.
- Завышенные моральные ценности
Итак, личность – это внутреннее осязание человеческого «я», а строение личности – это сочетание «идеального и реального Я».
Когнитивная теория
Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.
Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.
Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.
Основным структурным элементом этой теории считается личностный «конструкт». В каждой личности содержится система таких конструктов, которую можно поделить на два блока:
- Система «ядерных» конструктов. Ими человек руководствуется при взаимодействии с другим социумом.
- Система периферических конструктов. Сюда относятся остальные персональные качества.
Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности. Существует когнитивно-сложная и простая личность.
Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:
- Быстрее преодолевает стресс.
- Завышенное самомнение.
- Имеет улучшенное психическое состояние.
- Лучше приспособлена к возникающим ситуациям.
Поведенческая теория
В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.
Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.
Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:
- Прошлый опыт.
- Само убеждение. К примеру, «Я это сделаю!»
- Приподнятое эмоциональное настроение (любовь, музыка, алкогольные напитки).
- Подражание и моделирование поведения других личностей.
Таким образом, в своей книге Зиглер «Теория личности» совместно с Хьеллом пытаются отобразить разработку теории, описывающей саму личность и её окружение.