В современных реалиях концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности приобретает особое значение. Смена общественных формаций накладывает определённые требования к воспитанию граждан страны. Система образования должна быть направлена на воспитание социально активных личностей.
Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России основана на базовых положениях Конституции Российской Федерации. Большое внимание уделяется Президентом России вопросам консолидации гражданского общества через социальное воспитание.
Содержание статьи
Механизм реализации концепции духовно-нравственного воспитания личности
Залогом успешного претворения в жизнь концепции является комплексное взаимодействие между различными субъектами социализации:
- Институт семьи и брака;
- Система базового образования;
- Общественные движения и организации;
- Религиозные конфессии;
- Средства массовой информации;
- Культурные и спортивные учреждения.
В качестве определяющей цели такого взаимодействия является создание и выработка условий, обеспечивающих нравственное и духовное развитие и воспитание личности гражданина страны.
Концепция состоит из следующих составных элементов:
- Набора основных базовых ценностей национального масштаба, необходимых для консолидации гражданского общества;
- Цели и задачи по воспитанию детей и молодёжи;
- Идеалы по воспитанию.
Социализация и воспитание личности
Человек находится в социуме. Влияние социума всегда вызывало повышенный интерес в плане воспитания личности. В ХХ веке тема социализации стала особенно актуальной за счёт влияния на молодого человека таких факторов:
- Научно-техническая революция;
- Процесс урбанизации;
- Агрессивность средств массовой информации;
- Появление различных молодёжных субкультур;
- Смещение акцента в сторону общества потребления;
- Кризис института семьи;
Факторы влияют порою противоречиво на формирование личности молодого человека. Перед молодым поколением стоит постоянный выбор по усвоению и приобретению социально значимых для общества ценностей. Социализация и воспитание личности идут от рождения до зрелости человека в гражданском плане. Но это не означает, что социализация на этом заканчивается. Процесс идёт постоянно, общество влияет на него опосредованно. Общество вырабатывает необходимые методы и способы воспитания молодого поколения. Всё зависит от системы ценностей взятых на «вооружение» в системе воспитания. В ХХ веке имеются яркие примеры того, как система ценностей приводит к определённым результатам. Нацизм был выращен на принципах человеконенавистничества и расового превосходства. Это привело к трагическим последствиям для всего человечества.
Цели воспитания
Под процессом воспитания подразумевается передача накопленных знаний, навыков, правовых, нравственных, этических норм, способов мышления людьми старшего возраста молодому поколению.
В обществе существуют кардинально противоположные точки зрения на роль воспитания в жизни человека. Скептики склонны признать полную несостоятельность воспитательного процесса. При этом они ссылаются на «плохую» наследственность и пагубное влияние среды обитания. Оптимисты, наоборот, возлагают на воспитание поистине «чудодейственные» преобразования в природе личности человека. Воспитание помогает достигнуть многого, но полностью преобразить человека не в состоянии.
Цели воспитания – выявить заложенные дарования и склонности человека в соответствии с его природным потенциалом.
Воспитательный процесс помогает развиться природным задаткам. При этом воспитание зависит от степени общего развития человека. Достигнув определённого уровня развития, личность может заняться дальнейшим воспитанием. Этот процесс предполагает опережение уровня воспитания по сравнению с уровнем развития. Воспитанный человек всегда готов к процессу дальнейшего самосовершенствования.
Принято выделять такие виды воспитания:
- развитие умственных способностей;
- физическое воспитание;
- воспитание трудовых навыков;
- политехническое воспитание;
- воспитание нравственности;
- воспитание эстетическое.
Способность к логическому мышлению, усвоение знаний по научным дисциплинам, развитие памяти, воображения. Всё это призвано тренировать и поддерживать мозг человека в тонусе. Уровень знаний современного человека достаточно высок.
Без достаточного уровня физического развития жизнь человека может представлять довольно унылое состояние. Физическое здоровье необходимо для успешной реализации человека как личности в обществе. Способность трудиться, переносить нагрузки, поддерживать организм в бодром состоянии. Выработка ловкости, смелости во многом достигается за счёт работой над уровнем физического развития. Занятия физкультурой, спортом, прежде всего, дисциплинируют человека, приобщают его к здоровому образу жизни.
Трудовое воспитание призвано приобщить человека к процессам создания материальных благ за счёт умения трудиться. Уровень развития общества требует от человека и политехнического воспитания. Представление о производственных процессах, трудовых отношениях, принципах устройства общества и т. д. даёт политехническое воспитание.
Без высоких нравственных принципов общество людей обречено на деградацию. Привить нравственность молодому поколению является одной из главнейших задач воспитательного процесса. Человек должен знать критерии нравственности и руководствоваться ими в повседневной жизни.
Музыка, живопись, литература, театр и другие виды искусства призваны воспитывать у молодого поколения эстетическую культуру. Эстетика необходима как инструмент повышения духовной и нравственной составляющей здорового общества.
Психология воспитания заключается в том, чтобы перевести внешние факторы воздействия максимально доступно на конкретного человека. При этом следует учитывать уровень развития личности, его способности, черты характера.
В педагогике не бывает шаблонов по отношению к воспитанию молодого поколения. Каждый человек индивидуален и к каждому требуется свой «набор» инструментов воздействия.
Воспитание в коллективе
За свою жизнь человек попадает в различные коллективы. По определению «коллектив» происходит от латинского термина collido, т.е. «собирательность».
Первым коллективом в жизни человека можно назвать детский садик. Затем школа, институт. Армейский коллектив, трудовой коллектив и т. д. Вариаций может быть множество. Воспитание личности в коллективе является процессом сложным и многогранным. Коллектив явление социальное со своими органами управления, правами и обязанностями. Всё зависит от того, какие принципы положены в основу деятельности коллектива. Человек, попадающий в коллектив, должен вписаться в общую канву, соблюдать нормы и правила поведения. Коллектив учит совместным действиям, правилам сосуществования. Воспитание через коллектив имеет огромное значение. Педагоги на практике используют методы коллективного воспитания. Человек учится у коллектива. Дисциплина, самоорганизация, чувство ответственности и много других положительных качеств получает и развивает у себя каждый член здорового коллектива. Воспитание характера человека является задачей педагогики. Лучшие человеческие черты можно культивировать на благодатной коллективной ниве. Только коллектив необходимо правильно и грамотно направлять в нужное воспитательное русло.
Воспитание силы воли
Как воспитать силу воли? Этот вопрос наверняка не один раз в жизни ставил перед собой каждый человек. А что это собственно такое — сила воли? Природа заложила в человеке определённые черты характера. В зависимости от этих черт, их силы и происходит мотивация поступков личности в различных ситуациях.
Неспособность избавиться от вредных привычек (курение, например) многие объясняют отсутствием силы воли. Это утверждение не совсем верно. Человек на определённом этапе не полностью сконцентрировался на выполнении поставленной перед собой задачи. Для некоторых людей найти объяснение своих неудач проще, чем действительно разобраться в истинных причинах. Человеческая лень наносит вред не только моральный, но и физический.
Как воспитать силу воли? Только прикладывая целенаправленные усилия. Следует доводить все начинания до логического завершения в конкретных результатах.
Как воспитать силу воли? Определите для себя круг задач и целей. Планы могут быть на короткий срок и дальнюю перспективу. Если перед человеком стоит определённая цель, то необходимо идти к её достижению.
Каждый день должен заканчиваться хоть маленькой, но победой. Положительные эмоции дадут силы для поступательного движения вперёд. Создание сильной мотивации всегда приводит к хорошим результатам.
На пути будут возникать трудности, преодолевайте их. Делайте анализ причин этих трудностей. Ищите пути достижения цели, а не оправдания неудачам.
Заведите дневник с ежедневными записями. Излагайте свои мысли, отмечайте всё то, что приводит к успеху.
Избавьтесь от чувства зависти к успехам друзей и коллег. Для вас они должны служить как образец, того к чему следует стремиться.
Бодрость духа, не переставайте повторять себе такие фразы «я всё смогу, у меня всё получится». Чувство уверенности в своих силах всячески следует поддерживать. Чёткая формулировка мыслей, отражение этих мыслей на бумаге и, конечно же, непосредственные действия для достижения намеченного.
Возьмите на вооружение медитацию. Максимальная концентрация на конечный результат.
Исключите из своего лексикона слово «нет». Помните, мысли материальны лишь только в том случае, если прикладывать огромные усилия. От вас должна исходить особая энергетика уверенности в себе.
История приводит немало примеров людей сумевших воспитать силу воли. Великий полководец Александр Васильевич Суворов от природы был болезненным мальчиком. Занятия закаливанием организма, работа над силой воли и духа привели к потрясающим результатам. Слабое здоровье было приведено в норму и под его руководством русские «чудо-богатыри» одержали немало славных побед. Взять хотя бы переход через Альпы, взятие Измаила.
Целеустремлённые, сильные личности добиваются отличных результатов во многих областях деятельности. Для того чтобы стать олимпийским чемпионом, необходимо иметь сильную волю, кроме природных данных. У каждого человека есть сила воли. Только её проявления у каждой личности индивидуальны. Всё зависит от масштаба целей и задач. Ни дня без успехов и маленьких достижений. Занимайтесь самоконтролем, находите внутреннюю мотивацию и всё намеченное будет достигнуто.